Подготовка украинцев к наступлению идет полным ходом
Самолеты-разведчики и корабли северо-атлантического альянса, масштабные учения у границ России - явления уже привычные. Страны НАТО усиливают наступательные возможности, перебрасывается военная техника. В годовщину СВО власти США объявили о новом пакете помощи Киеву на 2 млрд долларов. Не считая той техники - танков, бронемашин, прочих военных «игрушек» и боеприпасов, которые методично стягивают страны Евросоюза и НАТО на территорию Незалежной. (Для справки: по официальным данным с начала спецоперации ряд стран ЕС и НАТО отправили Украине смертоносного оружия на сумму 60 млрд долларов). Мощная подготовка украинцев к весеннему наступлению идет полным ходом. Его цель ясна: вернуть потерянные территории вместе с Крымом. А граждан России продолжают мучить вопросы: «Есть ли у нас способы пресечь передвижение таких смертоносных грузов? Почему мы не разрушаем до основания коммуникации: структуру железных дорог, стратегические трассы, мосты, по которым сотнями тонн перемещается для украинских солдат вся эта адская военная махина? Чего хотят добиться наши военные, нанося удары по украинским объектам энергоструктуры?» Мы задали эти вопросы профессионалам железнодорожного дела и военной разведки.
Народные мстители.
- По сути любая война — это противостояние ресурсов в широком смысле этого слова. А значит, логистика военной техники, боеприпасов в текущей военной операции на Украине — основной вопрос. Это и есть критическая инфраструктура. Ее разрушение гарантирует военные успехи, продвижение наших войск и сохранение жизней наших воинов, - говорит ведущий инженер Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Елена Столярова. - Почти 40 лет своей жизни я посвятила работе, связанной с железной дорогой. Глубоко интересовалась военной историей, изучала архивы. Ведь только через два года после начала Великой Отечественной войны стал очевидным важный момент: огромное количество мирного населения и военных формирований, оказавшихся на оккупированной территории, представляют собой значимую силу! И она смогла серьезно повлиять на ход событий.Я имею в виду партизанскую рельсовую войну. Партизаны тогда уничтожали участки рельсовых путей, эшелоны, паровозы. В тылу врага в партизанских отрядах в то время воевало больше миллиона человек. Это были представители разных народов тогдашнего СССР. И, кстати, больше половины из них действовали на территории Украины в составе наших партизанских соединений и диверсионно-разведывательных групп. Народные мстители наносили главные удары по коммуникациям, чтобы пресечь перебрасывание немецких войск и боевой техники. Партизаны разрушали важные объекты инфраструктуры, вели разведку на стратегическую глубину. Такие диверсии партизан на важных транспортных магистралях сковывали и ослабляли фашистские подразделения. Но есть и отдельные исследования о том, что эффективность партизанской рельсовой войны Второй Мировой, якобы, преувеличена.
- А Вы как считаете?
- Я считаю, что такая рельсовая война приблизила в то время нашу победу. Даже сами немцы признали ее значимость. В документальной книге «Решающие сражения второй мировой войны», написанной бывшим офицером оперативного штаба группы армии «Центр», автор определил борьбу русских партизан на железнодорожных коммуникациях однозначно. Он констатировал, что начало разгрома фашистских армий «Центр» было положено действиями 240 тысяч партизан. Ведь они за одну ночь с 19 на 20 июня 1944 г. массово взорвали железные дороги и в десятках тысяч мест парализовали транспортную систему. А в донесении в штаб группы армий "Юг" в 1943 году немецкий генерал Ноймар написал, что партизаны хозяйничают возле железных дорог. Они не боятся и успевают минировать рельсы в промежутках времени между проходами патрулей, которые курсируют каждые 18-20 минут. В сегодняшней военной операции, конечно, есть особенности. Например, общая протяженность границ поставок оружия на Украину с развитой транспортной сетью слишком масштабна, чтобы взять ее под полный контроль. Здесь сработают только системные методы разрушения критической инфраструктуры мощными боеприпасам. Опять же, информация о том, что ВСУ испытывают топливный голод уже просочилась. А это значит, что доставку военных грузов все-таки будут производить преимущественно по железным дорогам. Причем, территориально — через те районы, которые максимально приближены к местам сосредоточения войск.
Очень критичная инфраструктура.
- Железные дороги — важнейший материальный фактор войны. Такой транспорт дает возможность быстрого сосредоточения войск, маневренности, оперативного снабжения всем необходимым фронта и населения, непрерывной связи с тылом, - говорит представитель руководящего состава ЗАО «Трансмашхолдинг», кандидат технических наук Олег Чернов.- Поэтому такие транспортные системы всегда строятся с учетом их возможного разрушения. То есть имеют повышенный запас прочности. И дистанционно вывести эти коммуникации надолго из строя очень сложно. Эффект будет кратковременный. Как правило время их восстановления - от нескольких часов до нескольких дней.
- Из каких узлов состоят железнодорожные сети и как быстро восстановить каждый из них?
- Это, конечно, сами пути, тяговые подстанции, локомотивные депо, узловые станции, стрелочные переводы, централизованные электросистемы связи и сигнализации, мосты, посты управления станцией. Железнодорожные пути разрушить легко, но и восстанавливаются они в среднем за несколько часов. Стрелочный перевод разрушается элементарно, но он также просто и восстанавливается. Например, по нормативу он меняется за пару часов. Если повреждения нанесены еще и по узловой станции, что тоже не представляет особого труда, оперативное восстановление может занять 4-5 часов. Да, пропускная способность такого участка может на порядок снизиться. Но транспортная задержка не будет критичной. Что касается тяговых подстанций, то любой подобный узел строится с учетом противодействия. Этот объект для серьезного поражения очень сложен. Тяговая подстанция выполняет задачу преобразования электроэнергии для ее подачи на сеть питания электротранспорта. Если, например, разбить изоляторы, то они меняются за 2-3 часа. А разрушить ВСЮ тяговую подстанцию — задача трудная. Если она будет выведена из строя, могут быть задействованы тепловозы. Если в запасе будут трансформаторы, то восстановить узел можно за 4-5 дней. Я знаю, что часть тяговых подстанция на Украине нам все таки удалось разрушить. Это получилось и благодаря тем людям на местах, которые передавали координаты таких целей.
Что касается повреждения системы сигнализации и связи, то оно тоже не будет столь критичным. Снизится лишь пропускная способность, скорость движения. Но само движение не остановится, т.к. существуют обходные технологии. Они позволяют осуществлять пропуск поездов. Между станциями поезда будут передвигаться не по светофорам, а по старинке: посредством телефонной связи, ключ-жезловой системы, путевым запискам. Да, немного удлинится процесс, но проблему снабжения войск не усложнит. Перейти на такую систему движения можно в течение часа.
Можно ударить и по локомотивному депо, но тогда нужно точно знать, что там находится большое количество локомотивов. Обычно такого не бывает. Единовременно в депо находятся единицы локомотивов.
- Наверное, самое уязвимое место — мост?
- Да вот нет. Вспомните историю с Крымским мостом, движение было восстановлено в течение суток. Пропуск поездов через поврежденный мост восстанавливается достаточно быстро от нескольких часов до нескольких дней. Другое дело, что есть понятие полное восстановление. Вот оно может занять длительное время. Качественного результата можно добиться, есть наносить удары по железнодорожной структуре в комплексе. Я на примерах показал, что, как правило, повреждения отдельных элементов восстанавливаются за несколько суток. Сама по себе железная дорога - устойчивый к повреждениям объект. Если даже наносить удары одновременно по всей железнодорожной инфраструктуре, то результат может быть и непредсказуемым. И прекращение движения может быть кратковременным по сравнению с потраченными ресурсами на разрушение. Кстати, многие железнодорожные нормативы существуют еще со времен строительства первых железных дорог. Потому что принцип использования железных дорог сам по себе прост, а значит, и система их использования более надежна.
- То есть?
- Расскажу на примерах. Во время войны в период блокады Ленинграда через Ладожское озеро построили рокадную железную дорогу. Она была электрифицирована. Не смотря на то, что эта дорога находилась в зоне поражения дальнобойной артиллерии, немцам не удавалось прервать ее работу. Например, сам по себе электровоз - очень устойчивая единица. Если в него нет прямого попадания, он может продолжать движение. У него мало узлов, которые можно поразить критично. И если даже прекратиться электроснабжение какого-то участка, на это случай есть тепловозы, паровозы и прочие автономные единицы. Существуют понятия восстановление движения и восстановление пропускной способности. В первом случае — это процесс быстрый. Во втором случае — более долгий. Например, пропускная способность конкретного участка - 50 поездов в сутки. По обходной технологии можно запустить такой поврежденный участок быстро. Но его пропускная способность снизится, допустим, до 20-ти поездов в сутки. Процесс же полного восстановления пропускной способности может занять несколько месяцев. Например, на Московском узле Ярославского направления курсируют 300-400 поездов в сутки. Если что-то случится, их пойдет на порядок меньше. Только и всего. То есть замедлить движение можно, а остановить полностью - не получится. Железнодорожные узлы Украины по сравнению, например, с Московским узлом не приспособлены к такому интенсивному движению. Поэтому в случае их разрушения, интенсивность движения снизится примерно в 3-4 раза.
Есть на железной дороге очень важный объект - пост управления станцией. Но дистанционными методами такой объект обычно не поражается.
- Почему?
- Потому что о его местоположении знает лишь узкий круг лиц. Его можно серьезно повредить только диверсионным способом. Но даже если его уничтожат, существуют методы ручного управления станцией. Все стрелки также могут управляться вручную. Будет бегать стрелочник и переключать. Да, снизится пропускная способность, увеличится время сбора маршрута. Но прекращения работы не будет. Ведь на самом деле все эти средства автоматизации появились в 50-ых-60-ых годах. До этого все прекрасно функционировало в простом режиме. Но в итоге озвучу главный вывод. Существенно ограничить перевозки смертоносных грузов для весеннего наступления украинцев, конечно, можно. Все получится, если действовать именно системно и комплексно, держа в уме где, каким способом и как долго пойдут восстановительные работы. Очень важно истощить резервы противника для таких работ. И, конечно, без «своих» людей на местах задачу блокировки железнодорожных сетей выполнить крайне сложно. А это уже область деятельности военной разведки.
Приоритеты и цели.
- Во время Великой Отечественной воны партизаны передавали бесценные данные о вражеских укреплениях, сведения о передвижении составов с боеприпасами и техникой врага. Партизаны стали главными помощниками военных разведчиков. И у нас в тылу действовали немецкие диверсанты, причем очень искусно. Помните, в известной книге Владимира Богомолова «В августе 44-го» описывался эпизод, как наши военные из сострадания пропускали потерянную от горя старушку на железнодорожный вокзал, где шли составы с техникой на фронт. Военные знали, что эта бабушка потеряла на войне всех своих сыновей, сошла с ума и поэтому приходит ежедневно встречать поезда. Ее жалели, кормили и пропускали на платформу, где она стояла с утра до вечера. А потом выяснилось, что она была немецким диверсантом с профессионально подготовленной легендой и документами. Виртуозно играя роль убитой горем матери, она регулярно передавала сведения о передвижениях эшелонов с важными грузами. Она подслушивала разговоры военных, добывая таким способом секретные данные. Позже ее раскололи, но серьезно навредить она, конечно, успела, - говорит ветеран военной разведки, полковник в отставке Владимир Онищенко. - Разведка - это одна из важнейших действенных форм партизанской войны. Существенный стратегический момент здесь - взаимодействие сети информаторов с действующей армией. Но сегодня есть большая проблема безопасности наших агентов, которые живут на территории Украины. Очень много такихнаводчиков, которые передавали координаты целей для наших ракет в Киеве, Харькове, Днепре и др. местах, сейчас находятся в застенках СБУ. К сожалению, есть и те, кто вообще пропал без вести. Скорее всего их уже нет в живых. На Украине сегодня находятся люди, которые различными способами помогали российской армии в первые, самые тяжелые месяцы войны. Они сегодня мечтают попасть на российскую территорию. Да кто же их выпустит! По сути они заложили свою жизнь, пожертвовали своей безопасностью, да вообще всем пожертвовали ради нашей будущей Победы! Я считаю, наша власть просто обязана озаботиться судьбой этих людей, поддержать тех, кто остался и помогает сейчас. Власть должна помочь им не исчезнуть с поверхности земли. Я не знаю, составляет ли кто-то списки этих людей и почему они не участвуют в обменах? Они же СВОИ, а мы ведь СВОИХ не бросаем? Наши власти должны нести ответственность за их судьбы. Пока же ситуация складывается с точностью до наоборот.
- Что имеется в виду?
- В нашем обществе, например, недовольны темой отношения властей квражеским наводчикам и агентуре. Если рассмотреть случаи выдворения таких лазутчиков за пределы освобождённой территории Запорожской области, то они вызывают негодование. Вспомните, как в январе этого года с помощью таких наводчиков ВСУ нанесли ракетно-артиллерийский удар по городу Пологи. Фашисты метили в здание администрации, но основной удар пришёлся на продуктовый магазин напротив. Тогда погибло четверо мирных граждан. Пятеро гражданских были тяжело ранены. Людей, буквально размотало по кускам. В тот же день добыли доказательства участия наводчиков. И что дальше? Никакого наказания, соразмерного их вине, эти люди не понесли. Но ведь таких предателей можно было выменять на наших людей, сидящих в застенках СБУ. А, выдворяя их, наши власти принимают лишь полумеры. Они становятся для нас миной замедленного действия. Отправленная с российской территории агентура попадает на собеседование к украинским спецслужбам. И в дальнейшем эти люди участвуют уже в других планах подрыва мирной жизни. Вспомните случай с выдворением директора Михайловского ПТУ Удовиченко В.К за пределы освобождённой части Запорожской области за оказание содействия ВСУ. А ведь он проводил подрывную работу и среди учащихся этого заведения. Так вот, вся эта вражеская агентура должна нести уголовную ответственность за совершенные преступления. Тогда оставшиеся "ждуны" не будут так наглеть и смеяться нам в лицо. А пока им все сходит с рук. Сотрудники местных администраций с опаской заходят в подъезды. По несколько раз в день проверяют личные авто на предмет закладки взрывчатки, потому что личная охрана есть только у избранных. Такие вещи стали обыденным делом.
Мой близкий друг живет в Белгородской области. Этой зимой он мне описал ситуацию, случившуюся в селе Головчино Грайворонского района. Местные жители вычислили односельчанина-предателя, который передавал координаты целей для украинских военных. Граждане сообщили об этом куда следует, а дальше было вот что. Утром его забрали и увезли для опроса, а вечером — уже отпустили. Люди возмущены до сих пор. Вообще, народ многое будоражит и волнует сегодня.
- Например?
-Большинство людей очень волнует вопрос, почему наши войска не разбивают мосты, по которым идет снабжение украинской армии. А эта тема сложная. Я общался с действующими коллегами, выяснял ситуацию. Сама река Днепр - естественный барьер на Украине. Она разделяет ее на 2 части. Основные боевые действия проходят на левобережье, то есть, на территории восточной Украины. Исключение - Николаево-Херсонский фронт. Значит, самые активные части ВСУ находятся на левом берегу. Их снабжение идет по мостам, проложенным через Днепр, а их всего 25. Наши военные контролируют лишь несколько из них.
Многие уже, конечно, слышали о мосте в Затоке под Одессой. По нему регулярно идут составы с оружием для ВСУ. В феврале наши военные провели уникальную операцию с морским беспилотником-камикадзе, взорвавшимся под этим мостом. Уникальность ее была в том, что подобным способом подрыв произошел впервые. Но, увы, повреждения были косметические. Движение восстановили быстро. Украинские информационные службы даже пустили по этому поводу шутку, что это был якобы их беспилотник. Он шел в сторону Крымского моста, но сдетонировал не в том месте. Мы, кстати, по этому мосту уже били раз 5-6 разными ракетами Х101, Х38, Кинжалами. Но ведь украинское ПВО в этом районе тоже не дремлет. Только в мае нам удалось этот мост хорошенько разрушить. Тогда сместилась металлическая рама. Пролет поменяли за несколько месяцев. А в конце лета по нему уже пошли составы. Мост через Затоку - строение капитальное. Чтобы его серьезно вывести из строя, нужно применять нужно что-то помощнее. И долбить системно. Мы по нему еще будем «работать» не раз. У нас, кстати, удачно получилось разрушить железнодорожный мост в Черкассах. Его до сих пор не восстановили, но противник сейчас им и не пользуется. Снабжение идет через Кременчуг, Днепропетровск и Запорожье. То есть, объездные пути нашлись.
- Но ведь есть еще и транспортные артерии на границе с Украиной, через которые поступает военная «помощь» из соседних стран. Их можно перекрыть?
- Их можно и нужно перекрыть. Чтобы закупорить все железнодорожные «коридоры» между Украиной и странами-соседями, нужно вывести из строя 21 мост. Они находятся в Закарпатской, Винницкой и Волынской областях. Но поскольку объем поставок с Запада огромен, запускаются и альтернативные маршруты. Например, под видом гуманитарной помощи мирному населению, через автомобильный КПП на польско-украинской границе во Львовской области идут большие колонны техники. Над этим районом висит и патрулирует местность многоцелевой беспилотник США. Он не только ведет разведку, но и может использоваться для уничтожения наземной цели.
Кстати, танк может перемещаться к месту использования и специальными автомобильными транспортерами. Они могут выглядеть как обычные автомобильные фуры. Объем типовой международной фуры больше размера самого большого танка.
Сейчас идёт восстановление заброшенной железнодорожной ветки на границе Польши и Украины в районе Смольницы под видом дополнительного маршрута для эвакуации беженцев. Подобные работы ведутся и в других местах. Все эти маршруты активно заработают для поставок вооружения и техники, как альтернатива на случай разрушения основных железнодорожных узлов. По любому из таких стратегических инфраструктурных объектов при выявлении перемещений вражеской техники нужно долбить систематично. Но для нас одна из приоритетных задач - разрушать объекты критической инфраструктуры таким способом, чтобы не пострадало мирное население.
- Наши военные систематически наносят удары по энергосистеме Украины. Какого результата они хотят добиться?
- Да, военным часто задают вопрос:«Почему на Украине до сих пор есть свет?» Я бы ответил на него так: «Если он есть, это не значит, что все хорошо». Нам удалось вывести из строя тяговые подстанции Ковель, Здолбунов-тяга, Красное и Подольская-тупиковая. Как следствие, на западе Украины возникли проблемы с логистикой. Когда мы разрушали локомотивные депо, украинцы переходили тепловозы. Но отсутствие электричества при таких потоках техники критично. Тактика наших атак на энергосистему логична. Её нужно истощить. Вначале мы выбивали дополнительные (резервные) мощности, затем ударили по основным. Эффект от наших ударов, возможно, не так очевиден сторонним наблюдателям. Но он уже есть, а со временем - станет более значимым. Вывод из строя мощных тепловых станций из генерации энергосистемы вынужденно «запустит» работу атомных станций в режиме замкнутого на себя энергетически обособленного участка. Может запуститься и другой сценарий: система будет функционировать в режиме с жестким графиком веерных отключений. Оба эти варианта неминуемо приведут к перегрузкам сетей. Затем начнутся аварии и отказ оборудования. А дальше - наступит коллапс. И тогда железная дорога точно встанет.
В Генштабе много умных голов и даже талантливых генералов. Мы же ведь тоже к весне готовимся и не сидим, сложа руки. Как подсохнет, начнем активнее применять танки, самоходные орудия. Мы еще не все виды техники на войне использовали. И, конечно, готовим сюрпризы. Так что взятие наших главных «высот» ещё впереди.
Светлана ПЕТРУШОВА