Фильм «Снегурочка» с Евгенией Филоновой в главной роли настолько впечатлил, что я не удержался от умозаключений: драматург Александр Островский зря наградил любовью Леля и Купаву. На мой взгляд, эти антагонисты волшебной и поучительной истории, в которой ледяное сердце разбивается о суровую реальность, её недостойны. О том, насколько зрители согласны с моей точкой зрения, - в этом материале.
«Снегурочка, живи!»
На мой взгляд, Снегурочка стала жертвой обстоятельств. Её пленили сладкие песни Леля. Она пришла к людям, чтобы просто их послушать, но всем от нее что-то было нужно.
Лелю, который привык ощущать на себе взгляды восхищённых девушек, хотелось сладострастно ночи только за то, что он пел. Купаве-абьюзерше иметь под рукой подругу, на фоне которой можно было бы подчеркивать свое превосходство: меня замуж берут, а тебя нет.
Как вы видите, женской дружбы не бывает. Этот тезис ярко иллюстрирует сцена, в которой Мизгирь бросает Купаву. Дружба последней не стоит и гроша. Она не устраивает разборок с экс-женихом, а вместо этого во всем винит Снегурочку, называя её разлучницей. А она то тут при чем? Дочь Мороза и Весны-красны просто мимо проходила.
Царь требует от Снегурочки замужества. А из кого выбирать-то: один кривой, другой косой, третий песни поет, четвертый только и делает, что думает о волшебстве в постели.
У Снегурочки ни друзей, ни подруг. Лель и Купава всадили ей нож в спину. В отчаянии главная героиня бросается в лес и просит мать дать ей любви. Она её достойна, но не успевает сполна насладиться этим прекрасным чувством: чистый, невинный человечек погибает в лучах восходящего Солнца.
Оплакивают ли берендеи Снегурочку? Нет, они устраивают пляски на её костях, а Лель и Купава предаются похоти и разврату, забывая о своей злосчастной подруге.
Подробнее о моих выводах вы можете прочитать в материале:
Некоторые зрители согласились с моей точкой зрения.
«Лель никого не любил ни Снегурочку, ни Купаву. И я тоже была возмущена, когда этот самый пастушок так быстренько переметнулся к Купаве - очень некрасивая сцена. Добиваться любви одной женщины, а когда она идет ему навстречу, пойти с совершено к другой!», - такой отзыв к моему материалу оставила интернет-пользователь Светлана Томашевская.
Пользователь под ником Галя Пудова, также недовольна финалом «Снегурочки». По её мнению, Лель – «мерзкий тип, ловелас, альфонс», которому от невинных красавиц «нужно было только одно».
Надежда Клиновская также разделяет мою точку зрения. В комментарии к материалу она отмечает: Лель и Купава «подчинены инстинктам». Над ними довлеют традиции, обычаи, языческие боги. В этой круговерти любовь не возвышенное чувство, а инстинкт размножения.
Снегурочка же стоит над инстинктами, уверена Клиновская. По ее мнению, главная героиня фильма «видит искажЁнную истину и поступки и говорит о них открыто». Этим якобы она и привлекла Мизгиря, которому нужно больше, чем инстинкт размножения.
Почему Островский прав
Отмечу: у большого количества зрителей иная точка зрения - кто-то назвал меня «психологом ниже плинтуса»; кто-то посоветовал мне никогда не писать обзоров на фильмы; кто-то считает, что люди должны влюбляться в людей, а «не в понятно кого, вышедшего из леса». Получается, Островский очистил мир от сказочных существ, дав дорогу людям?
Безусловно, среди хейта попадались и аргументированные контрмнения. Так, например, Юлия Никитенко посоветовала искать смыслы в самой пьесе Островского или опере Римского-Корсакова, а не в фильме, вышедшем в прокат в 1965 году.
Итак, почему сказка закончилась правильно? Никитенко отмечает, что Снегурочка не нуждалась в Леле как мужчине.
«При ее холодности у нее было одно интересное качество - тонко развитое эстетическое чувство. Она совершенно отчетливо сказала маме и папе, что к людям она идет за песнями Леля, они ей всего дороже, лучше всех маминых птиц. Поэтому Леля Бобыль приглашал к Снегурочке исключительно петь, использовал, как скомороха. Когда в уплату Лель попросил от Снегурочки поцелуй, она отказала, ибо нефиг. Как долго влюбленный мужчина будет терпеть, что его используют вместо патефона?», - написала в комментарии Никитенко.
Она сравнила Снегурочку со Снеговиком в юбке, от которой мужчины ждали любив и перессорились друг с другом за три месяца.
Поэтому царь Берендеев, считает телезрительница, заставляет увлечь Снегурочку любовью.
«Лель был назначен штатным соблазнителем Снегурочки по рекомендации замужних берендеек, которые сами втайне от мужей по нему вздыхали. Но парня уже реально достало. А тут бедная Купава, ошарашенная не только изменой любимого жениха, но и его откровенным хамством, когда он обвинил ее в разврате за то, что она не скрывала своей любви к нему и любила открыто, а вот, мол, Снегурочка, помалкивает и глаза долу опускает - вот это, дескать, порядочная девушка. Мужчина при всем народе дает ей пощечину. Все настолько в ступоре, потому что в этой идеальной стране никогда не было измен и предательства. Поэтому Купаве никто ничем не может ей помочь, даже советом и она бежит топиться в реке», - вспоминает Никитенко пьесу.
Лель единственный кто берет девушку за руку, прижимает к груди, утешает. Он возвращает девушке честь и достоинство, а потом еще и женится.
«Ну и кто тут враг? Даже изменник Мизгирь не особо виноват, он не полюбил Снегурочку. Она его своими чарами зацепила, сама этого не осознавая. Не надо к старославянскому сюжету, пропагандирующему пантеизм, клеить современные критерии, особенно когда не разобрались в сюжете», - отмечает Никитенко.
С этим доводом согласились многие, а вы что думаете? Заслуживает ли Лель и Купава любви. Пишите в комментариях, обсудим.
Друзья, также подписывайтесь на telegram-канал "Киноамнезия" и одноименный YouTube-канал, где много активностей. А пока - пока!