Далее мои поиски были сосредоточены на другом родном брате моего деда Алексея Васильевича Ревина - Ревине Иване Васильевиче. Родился он 6 сентября 1915 года.
Из похозяйственной переписи ясно, что Иван Васильевич Ревин, также как и его брат Петр Васильевич Ревин, не был женат и был призван в РККА. До призыва жил в доме матери Елены Степановны. На сайте Память Народа нахожу информацию, что Иван Васильевич Ревин пропал без вести.
Скупые строки. Известно мало. Год рождения 1915. Место рождения- Юдановка Бобровский район, призван в 1941 году.
Воинская часть 70126 «б». Нет связи с 1942 года. Мать Елена Степановна. Одна зацепка- "п.п. -70126 на ВМФ".
У сестры нашел единственную фотографию Ивана Васильевича Ревина.
На ней светловолосый мужчина, очень похож на моего отца- Ревина Ивана Алексеевича. Отец говорил, что он служил на Дальнем Востоке и видимо погиб. Так как не вернулся с войны.
На фото Иван Васильевич Ревин в морской форме. Поэтому не долго думая пишу обширное письмо - запрос в Военно- морской архив находящийся в городе Гатчина. Ответ получаю довольно быстро, с копией алфавитной карточки.
Алфавитная карточка прояснила вопрос. Ревин Иван Васильевич был призван в 1937 году. Служил в Отдельной Артиллерийской Батарее № 945 на Тихоокеанском флоте!
1 февраля 1941 года зачислен на сверхсрочную службу, до 1944 года.
Погиб при переходе перевала 23.11.1945 года. Казалось бы исчерпывающая информация, но она породила множество вопросов!
Что за батарея, почему погиб после войны? Какой перевал? Где похоронен?
Из интернета выяснил, что батарея № 945 располагалась на Камчатке, на самом юге -мысе Лопатка. Изучив карты РККА Камчатки, расположение на ней батареи, выяснилось, что ближайший населенный пункт - Озерное(Озерновский), расположен на западном побережье полуострова.
На карте виден пунктир дороги с мыса Лопатка до Озерного. Это единственная дорога, по которой можно передвигаться с мыса Лопатка, обозначена она на военной карте РККА. Восточный берег мыса высокогорный с отвесными скалами. Между горами Дед, Баба и горами Камбальной и Кошелева находится перевал с высотой 640 метров.
Восточное побережье недоступно для пешего или конного передвижения, оно гористое и скалистое. Западное побережье пологое, за исключением мыса Сивучий, находящегося у подножия гор Баба и Дед.
Потому дорога идет с мыса Лопатка сначала по побережью до зимовья Бондарева, и далее, огибая мыс Сивучий, по устью реки Холодная и Сухому ручью до перевала.
После перевала дорога опять спускается к побережью вдоль Четвертой речки, на берегу которой также есть зимовье.
Я продолжил поиски, которые привели меня в Музей Боевой Воинской славы г. Петропавловск-Камчатский. Помогли добрые люди и я многое узнал о батарее 945.
В музее три экспозиции по которым проводится экскурсия. Одна из них посвящена 945 батарее!
Это особая батарея дальнобойных 130 мм орудий Тихоокеанского флота находилась на передовой и занимала позицию на самом юге Камчатки - мысе Лопатка и состояла из 4 орудий!
Там очень суровый климат, все время дует сильный ветер, даже деревья не растут. Батарея призвана была артиллерийским огнем поддержать знаменитый камчатский десант, при штурме островов южнее полуострова Камчатка, занятых японцами!
Японцы сосредоточили там огромное количество техники и живой силы. Но русско - японская война была скоротечной, японцы быстро капитулировали! Я бы сказал, что после Победы Советского Союза над фашисткой Германией, японцы чисто психологически были готовы к своему поражению, конечно было их ожесточенное сопротивление, превосходство в технике и живой силе, но мы сильнее, отважнее и фашистская Япония была обречена на поражение.
В интернете нашел фото батареи 945. Эти огромные орудия, после победы, оставили на месте, как бы показывая японцам, что мы сильны и охраняем свою территорию. Вроде как были сняты затворы с пушек.
Территория батареи и сейчас просматривается со спутника.
После того, как воины батареи покинули мыс Лопатка, по сути, получился музей под открытым небом. Там мало бывает народу, только туристы - экстремалы.
В 600 метрах на север расположены , предположительно, развалины казарм ОАБ 945. Фото сделано в конце 2024 года. Хорошо просматривается сохранившееся орудие.
Большие тяжелые орудия так и остались стоять на мысу, как памятник воинам. Нашел в свободном доступе красивое фото сделанное с мыса Лопатка в сторону горы Камбальная.
Это залив Марии, западное побережье Камчатки. Темная гора слева, это вулкан Мошковский, на мысе Камбальный, правее вулкана Мошковского находится гора Монастырь. Дорога проходила между ними и далее выходила на побережье, На заднем плане справа заснеженные гора Камбальная и слева от нее гора Кошелева. Левее горы Кошелева находится перевал с высотой 640м.
Все эти сведения я почерпнул в интернете. Но самая главная находка это «ИСТОРИЯ БАТАРЕИ 945», ее писал от руки, видимо, политрук батареи. Подробно описывая, чем занималась батарея, как шла служба, прикладывая фото воинов.
Ревин Иван Васильевич был сержантом, командиром отделения второго орудийного расчета.
На сайте Память народа нашлась еще одна запись о Иване Васильевиче Ревине.
Знать бы, что такое может быть, наверное искал бы сразу тщательнее, проверяя всех Репиных, Рединых, Резиных, Левиных, комбинируя отчества и буквы в фамилии.
Но опыт приходит не моментально.
Видимо документы писались со слов и как услышал пишущий, так и записал. Этот момент несколько напоминает записи священнослужителей в метрических книгах, где аналогично трансформируются имена, фамилии, отчества.
Политрук, видимо сам фотографировал и печатал фотографии. Качество конечно не очень, но все же я приведу фотографию второго орудийного расчета и скрин, где он пишет, кто изображен на этой фотографии. Как я понял Ревин Иван Васильевич стоит рядом с командиром!
Качество плохое. Во первых некоторые листы вообще не читаемые, выцвели, постоянно демонстрируемые в музее Воинской и боевой славы Петропавловска Камчатского и переснимали эти материалы, видимо при плохом освещении, не очень качественной техникой.
В общем по Ивану Васильевичу Ревину поиск прошел с хорошими результатами. Информации о наградах нет. Осталось конкретно установить, где он похоронен и на этом можно остановиться.
Написал еще раз бумажное письмо в архив Военно - Морского флота в г.Гатчину. Ответ лаконичен, типа "никто искать ничего не будет, если вам нужно приезжайте и работайте". Да... легко сказать.
Но поиск продолжается.