Лет двадцать назад я купил в Ангарске бутылку минеральной воды. Бросив взгляд на этикетку, увидел название: «Колесовская». И не задумался, но запомнил. А потом мне объяснили: это вода из твоего Кабанского района, из села Колесово, её разливает фирма из Улан-Удэ.
Фирма уже затерялась в круговерти бизнеса, но вода осталась. Её считают целебной. На колонку едут каждый день жители и соседних сёл, и дальних. С банками, канистрами, флягами, бочками. Скважина забита на большую глубину – по одним сведениям, на 150 метров, по другим – на 180, по третьим – аж на 350. От этой воды нет накипи на посуде, она мягкая, ею легко стирать. Это реальное достояние села.
- Кто-то пытался возобновить розлив воды? — поинтересовались мы у главы поселения.
- Приезжали молодые люди из Улан-Удэ, завели осторожный разговор. Обещали позвонить, но не позвонили.
- Вы пошли бы им навстречу?
- Если идея серьёзная – пошли бы. Самим нам это не осилить. Кроме средств, нужны специальные знания...
Местные поведали: когда чужие выкупали здание детского сада, они тоже хотели создать бизнес на воде. И тоже исчезли.
ЖДЁМ ДОМОЙ
Самые популярные фамилии в поселении – Корытовы, Волковы, Перевозниковы, Бурлаковы. Среди долгожителей – женщины. Мужчин-долгожителей нет.
Мы спросили в библиотеке у заведующей Анны Корытовой:
- У вас население в основном местное? С местными корнями?
- Нет, уже 50 на 50, — ответила Анна Николаевна. — Большинство приезжих вживаются в местную атмосферу. Когда-то люди были дружнее, сплочённее. Но и сейчас никого не оставим в беде...
Колесовцы поделились секретом: если умирает кто-то одинокий, а таких в селе немало, в магазине выставляется картонная коробка. Никому не надо объяснять, для чего она выставлена, все купят что-то из продуктов и положат в коробку. Килограмм сахару, пачку маргарина, конфеты, бутылку растительного масла. Или денежку. Как и раньше, участвуют всем миром.
В сентябре в течение двух суток повестки по мобилизации получили шестеро мужчин. В те первые дни была суета, даже растерянность. Никто не подсказал: что собирать с собой ребятам, что им понадобится? Но все знали: были бы деньги, всё купим. Бросили клич, за двое суток собрали 56 тысяч. И помогают кто чем, всех призванных хорошо знают, ждут от них вестей и ждут домой.
В такие тревожные времена людям нужна церковь. И верующим, и неверующим. Инициативная группа создала ТОС с конкретной задачей: построить часовню Ильи Пророка. Ильин день 2 августа – престольный праздник Колесово. Для выбора участка под строительство будут приглашать кабанского священника. Разумеется, церковь в селе стояла. Её не взорвали, она была деревянной, её просто раскатали по брёвнам. Прошли десятилетия, и снова востребован уголок, где можно успокоить нервы, прийти к согласию с собой и обществом.
ТАК И ЖИВЁМ
Всегда интересно общаться с сельской интеллигенцией старшего поколения. Яркий её представитель в Колесово – Галина Глушкова. Учитель. Воспитатель детского сада. В 80-х и 90-х годах (с перерывом) она работала председателем сельсовета, главой администрации. Тяжёлые были годы: перестройка, сухой закон, развал Союза, беспредел, крах совхозов. Да лёгких эпох в родной стране и не бывает.
- В 80-х жизнь была другой, — вспоминает Галина Игнатьевна.
- Большую созидательную силу имели партийная и профсоюзная организации. Люди жили работой. И не было зависти. Доярки получали высокую зарплату, но нам ли не знать: они спешат на ферму, когда все ещё спят в тёплых постелях. А у них тоже семьи, хозяйство. Они и должны получать больше… В 90-х всё рушилось, все выживали. Нынче нас, старших, многое беспокоит. Хорошее тоже есть, мы это видим, но в нас живёт ностальгия. Советское время – наша молодость. Если бы у меня спросили: вернуть бы годы назад, что ты изменила бы в себе и вокруг себя? Мой ответ: я повторила бы свою жизнь.
- Галина Игнатьевна, вы ведь держите корову?
- Держу. Вам кажется странным: в моём-то возрасте? Никакой необходимости нет. Но это подвижность, это занятость. Корма я не заготавливаю, дети живут недалеко, они всё привезут...
Жизнь в селе не то чтобы кипит, как в совхозную пору, но и не замерла. После капитального ремонта сверкают новизной Дом культуры и средняя школа. В село проведён высокоскоростной интернет. Памятник труженикам тыла, мемориал ветеранам войны, оригинальный памятник казаку-основателю села – это общая работа последних лет. Проводятся турниры по шахматам и настольному теннису. По программе «1000 дворов» открыта детская площадка с тренажёрами. Стали традиционными пробег памяти участника Великой Отечественной войны Г.М. Волкова и волейбольный турнир памяти Г.М. Воронина. Георгий Воронин – управляющий 3-м отделением совхоза в начале 60-х. По его инициативе построено современное здание Колесовской школы.
Бывший «Белый дом» стал спортклубом «Олимп». Руководит спортивной работой Сергей Хайрулин. А бывший детский сад – отличное двухэтажное здание – пустует. Как и здание магазина. Оба они давно проданы, хозяева не местные, купили и бросили. Но ведь зачемто покупали…
Детей рождается маловато, детсад уместился в школе, там одна разновозрастная группа.
- Вот так и живём. Есть художественные коллективы, мастера народных ремёсел, почта, ФАПы, шесть ТОСов, занимаемся благоустройством, организацией досуга. Недостатки? Проблемы? Конечно, есть. Дороги, освещение, пастьба, — говорит глава поселения Сергей Перевозников. — В апреле на сходе главным вопросом опять будет отсутствие пастухов. Предлагается зарплата 40 тысяч, а не идут. Из года в год. У нас три стада, в каждом не меньше 100 голов.
- По стажу вы молодой глава, Сергей Владимирович. Два года работы в администрации – как подготовительные курсы, самое трудное – впереди. Не жалеете, что пошли на выборы, на эту должность?
- Нет. Если жалеешь – уходи, ничего хорошего из тебя не выйдет. Через силу решать насущные вопросы – это не работа. Всей командой стараемся, советуемся с ветеранами. Хочется, чтобы молодёжь наша не уезжала из родных мест...
Современным капиталом колесовцев является ансамбль казачьей песни «Колесникова слобода». Поющие женщины имеют в репертуаре протяжные, обрядовые, плясовые, строевые песни, от которых дрогнет любая душа. Их концерты называют музыкальной терапией. Недавно коллектив удостоился звания «народный».
Старая тополиная аллея – как витрина села, она красива и зимой, и летом, ей посвящают стихи, за ней ухаживают, тополя белят. Всё-таки малая родина – это навсегда в сердце, куда бы судьба ни забросила. В социальных сетях мы нашли простые тёплые слова о Колесово: «Милое неброское село, которое любишь, которым гордишься, которое не забудешь, которое всю жизнь с тобой…»