Итак, германские диско-диверсанты Dschinghis Khan. В Советском Союзе, о котором теперь, в эпоху безжалостного госкапитализма, по вполне понятным причинам, принято ностальгировать, ведь жили тогда стабильно и спокойно, поп-музыку населению отпускали в микроскопических количествах, практически по карточкам. В результате у населения, сидевшего на патриотической эстрадной диете, даже от таких доз крепко кружилась голова. Некоторым сносило башню пожизненно - иначе с чего у нас до сих пор слушают Smokie ? Зарубежный хит можно было изредка услышать сюрпризом в конце передачи "Утренняя почта" и один раз в году, если не уснуть, в четыре часа утра в новогоднем телешоу "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". Записи "Чингиз Хан" пришли в СССР в 1980-м году и моментально стали блок-бастерами советских дискотек.
"Страшная немецкая песня" была тем летом слышна чуть ли не из каждого советского окна. Победа музыкального Чингиз Хана в России была тотальна. Ни один спец по информационным войнам не смог бы осуществить такой блиц-криг, как это сделали веселые и безумно энергетичные куплеты немцев, размноженные миллионами копий на советских магнитофонах. "Чингиз Хан" оказался оружием массового поражения... В самом успешном творении "Moscow" группа коснулась русской темы и была моментально заблокирована перепуганной советской идеологией. Почему то считалось что отечественную тематику можно освещать только изнутри (а не так же сейчас поступают все теле и радио эфиры?) а все точки зрения извне немедленно обзывались пропагандой и измышлениями. Результатом стал парадокс: самая модная и самая танцевальная группа 1980 года - Чингиз Хан попала под тотальный запрет на танцевальных вечерах в нашей стране. Я тогда работал диск-жокеем и выступал в педагогическом институте. Перед вечером, при монтаже аппаратуры, ко мне подошел вузовский комсорг и предупредил, чтобы Чингиз Хана не было в программе. В отделе культуры, где я работал, также группа была названа запрещенной в официальных списках, утвержденных Министерством культуры СССР. На практике в 80-81-м песни Чингиз Хан включались так: мне сообщали, что комсорг ушел и все другие официальные лица покинули зал и теперь можно "включить" Чингиз Хан. Включал. Без объявления. Весь зал узнавал и срывался танцевать, по залу шел ропоток: "Чингиз Хан! Во!". Под "запрещенку" танцевалось втройне веселей, риск по особому согревал и заводил молодые души. Немцы не представляли, какую реакцию произвели их диско-забавы в СССР, а у нас слабо представляли, что это вообще за чудище, откуда оно вылезло и что с ним потом сталось. Обычно сходились на том, что песни немцам писали в ЦРУ.
В итоге, пик популярности Чингиз Хан в СССР прошел в период запрещения музыки группы к публичному исполнению. Слава группы была повсеместной но полулегальной, подпольной. Через пару-тройку лет как то стало все посвободней, литование программ дискотек прекратилось и Чингиз Хан можно было включать на вечерах и слайды показывать, но мода уже прошла и группа перестала быть сенсацией и злобой дня, вскоре кстати и распалась. После 1985 года, в перестройку, Чингиз Хан стал звучать в дискотеке уже не на молодежных вечерах, а на спецобслуживании, на банкетах и корпоративах, также являясь гвоздем программы. Ностальгирующие взрослые с неистовым восторгом отплясывали "Rockin` Son of Dschinghis Khan", вспоминая молодость, чувственно обнимались под "Israel, Israel". В качестве ретро-вставки Чингиз Хан в России пожал заслуженную славу и пожинает до сих пор, украшая шоу "Дискотека 80-х" своим ярким, привлекательным, выразительным, чарующим душу материалом. Ну а то обстоятельство, что в текстах группы прозвучал стандартный набор интуриста про русскую душу, водку, икру и золото церквей, а советскому человеку послышалось - "забросаем бомбами", относится просто к вопросу как языковой так и политической безграмотности.
Таков социальный аспект феномена группы, переходим к осмыслению музыкального. Миллион диско-групп прыгал по миру в 70-е, но никто не встал вровень с Dschinghis Khan. Группа уникальна на музыкальном рынке, как был уникален Вертинский меж прочих шансонье, с личными сюжетными драматическими куплетами - неповторимой индивидуальностью. В случае с Чингиз Хан группа сумела выделиться исторически-этнически-этнографической концепцией. В песнях группы слушатель путешествует через времена и страны, а не копается в личных переживаниях, как в большинстве эстрадных шлягеров. Проект придумал и осуществил немецкий композитор и продюсер Ральф Зигель (Ralph Siegel). В очередной раз готовясь к Евровидению, разрабатывая новый проект, Зигель нашел свою линию в поп-музыке - демонстрацию интернациональных образов, и это стало концепцией для всех альбомов Dschinghis Khan. Каждый трек отправляет слушателя в новую страну и эпоху - Москва (предположительно царская), самурайская Япония, Израиль, Сахара... Пестрая нарезка экзотики впечатляет: капитан Немо, Кон-Тики, Мадагаскар, Древний Рим, персонажи книг и комиксов и так далее, по той же схеме калейдоскопа истории и музыки. Все это с дикой, варварской энергетикой подано "кэмповыми историческими сагами в сверкающей евро-диско упаковке".
В отличие от большинства поп-групп у Чингиз Хана была своя личная, индивидуальная концепция в музыке, свой образный язык,свой особенный музыкальный прием. Этот прием состоит в опоре на зерно народного творчества и этнической культуры, на всемирный фольклор, на музыкальное и мифологическое творчество разных народов мира, почти всех народов всех известных стран и континентов. Опора на народное творчество - это самая надежная и прочная из опор в искусстве, самая интересная позиция в искусстве: выявление и воспроизведение интонаций народной музыки, ибо народное творчество - важнее, значимей и мощней и красивее, нежели измышления отдельных индивидуумов. При честном судействе любая хитовая песня Чингиз Хан способна выиграть любой конкурс Евровидения любого года!