День всеобщей молитвы, который с 17-го века в Дании отмечают ежегодно в четвертую пятницу после Пасхи, больше не будет выходным. Парламент страны уже одобрил соответствующий правительственный проект. Объявлено, что дополнительный рабочий день необходим в связи с ростом военных расходов. Ратной славы своих предков – викингов, которым в средние века платила дань сама Англия, датчанам уже точно не снискать. Не блещут они и по части «мягкой силы». Однако почему-то стали ориентиром для России в вопросах вузовской реформы.
В международном университетском рейтинге QS позиции Дании уступают российским. Ни один их вуз не приблизился, например, к Санкт-Петербургскому горному университету, находящемуся в первой десятке, предметного рейтинга. Да и в общем зачёте 82-е место Университета Копенгагена (у остальных хуже) не даёт оснований для копирования Россией скандинавских рецептов.
Правительство Дании 2 марта 2023 года обнародовало свой план сокращения срока обучения в магистратуре. Через неделю, в эфире телеканала «Россия 24» аналогичное предложение высказал глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков. Идея в рамках министерства муссировалась давно, но 8 марта министр был крайне категоричен.
«В новой системе координат можно будет вполне в соответствии с запросом рынка труда подготовить или получить углубленные профессиональные знания в магистратуре за год» – заявил министр.
В докладе, опубликованном на сайте образовательного министерства Дании (оно, кстати, так же как и российское курирует одновременно вузы и науку) опубликованы основные положения по «новому ландшафту» для половины магистерских мест в университетах страны. За красивой дефиницией стоит сокращение срока обучения в магистратуре с 2-х, как и в России, до 1 года 3-х месяцев.
Датские университеты встретили реформу резко отрицательно. С ними солидаризировались и оппозиционные политики.
«Я думаю, это страшно, что впервые в истории у нас есть правительство, которое декларирует цель снижения уровня образования» – считает представитель социал-либеральной партии Катрин Робсе.
Уже прозвучало требование Датского квантового сообщества об освобождении от участия в реформе для магистратуры направлений STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика).
«Мы очень скептически относимся к предложению о сокращении половины магистерских степеней до 1 года 3 месяцев. Предприятия соревнуются в инновациях, знаниях и стремлении быть впереди в решении некоторых проблем, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому мы также должны стремиться к тому, чтобы как можно больше образованных сотрудников могли справляться с этими проблемами и справляться с растущей международной конкуренцией» — сказала вице-председатель ассоциации Наташа Фриис Саксберг.
Датское правительство отвечает на критику, апеллируя к необходимости сгладить кадровый голод за счёт притока иностранной рабочей силы с оптимальным соотношением уровня образования и зарплаты. В том смысле, что образование должно быть узкоспециализированным, под конкретные рабочие места, а оплата – ниже рыночного уровня.
«Необходимо обеспечить лучший доступ для иностранных студентов в областях, где бизнес-сообщество требует узкоспециализированной рабочей силы» – откровенно сказано в правительственном пресс-релизе.
Ещё одна цитата из указанного документа:
«Сокращение магистерских программ само по себе будет означать, что у недавно окончивших их выпускников будет более низкая почасовая производительность, поскольку выпускники магистерских программ продолжительностью 1 год и 3 месяца приобретут меньше навыков в рамках формального образования».
Более низкая часовая производительность в переводе на практический язык означает, что у работодателя появится повод меньше платить выпускникам с дипломами о прохождении сокращённых программ.
Предложение Валерия Фалькова звучит, пожалуй, даже жёстче, чем у его датских коллег. Он говорит о годе, а не о 15-ти месяцах магистратуры, и не в основном об иностранных студентах, а обо всех. Кроме того, датские реформы предполагают сохранение 2-летних и даже 3-летних магистерских программ (их будет около половины, и, вероятно, в основном для коренных датчан), а в реплике российского министра об этом ничего не сказано.
Технологии с каждым годом становятся всё сложнее, но появляется всё больше оборудования с приставкой «смарт» (умное). С такими машинами легче коммуницировать, они упрощают труд. Следовательно, чтобы обучить студента обращению с ними требуется меньше времени, но учить людей создавать подобные машины нужно гораздо дольше, чем раньше.
В России потребность в обучении разработчиков и изобретателей гораздо выше, чем в Дании. Из-за санкционного барьера и необходимости добиться глубокой степени переработки наших сырьевых ресурсов внутри страны. В гуманитарной сфере схожие процессы: «умные» машины, в частности искусственный интеллект сегодня как никогда требуют общественного осмысления и «тонкой настройки» социальных механизмов. Иначе несоответствие технического прогресса уровню общественных отношений станет фатальным.
В связи с выходом из Болонского процесса и усилением роли специалитета вопрос о магистратуре становится особенно актуальным. В Санкт-Петербургском горном университете, например, считают, что годичная магистратура по окончании может иметь смысл лишь в формате дополнительного образования. Выпускник специалитета идёт на производство, приобретает соответствующий опыт, и только после этого может вернуться в вуз за дипломом магистра. Если его направление обучения строго соответствует уже полученной специальности, и наработан практический опыт, может идти речь о годичном обучении магистранта. Основой же вузовской системы должен стать специалитет, он может быть как 4-летним, так и 5 или 6-летним.
Выход из Болонского процесса требует взвешенных решений. Нельзя допустить, чтобы реформы обернулись лишь сменой декораций. Если датские университеты и оппозиция возмутились предложениям своего правительства, то что бы они сказали на заявление о сокращении срока магистратуры до одного года для всех? Да ещё в том случае, если бы Дания находилась в политической ситуации, напоминающей российскую. Можно себе представить.