Смотрю я на сегодняшнее изобилие - и мне неизменно вспоминается собственное детство, когда в магазинах и близко не было ничего подобного.
Невозможно было просто пойти и купить себе "что-нибудь вкусненькое", имея на выбор сотни самых разных продуктов.
Да-да. Так было. Это очень трудно вообразить нынешним детям и молодым людям, которые сейчас могут спокойно купить любое лакомство, какое только душа пожелает.
Приветствую всех на моем канале! Меня зовут Юлия, я участник программы переселения соотечественников, переехала в Россию из Узбекистана, успешно прошла все этапы и живу в России с 2019 года.
Вместе с мужем пишу книги в жанре альтернативной истории. С ними можно ознакомиться вот здесь: https://www.litres.ru/aleksandr-mihaylovskiy-4334182/?lfrom=418735585
На своем канале делюсь полезными рекомендациями, рассказываю о своем пути переселенца, а также пишу о своих наблюдениях и размышляю о жизни, выкладываю видео и рассказы на разные темы.
Разнообразием вкусностей магазины в советское время не блистали...
Помнится, в отделе сладостей, кроме навата и парварды, обычно было лишь несколько видов дешевых карамелек (ну эти, лимонные, апельсиновые, самые дешевые), каменные ириски, ну и два-три вида шоколадных конфет ("Маскарад", "Каракумы"), которые можно было позволить себе лишь по особым случаям, потому что что стоили они очень дорого. Продавалось и печенье, но чаще всего жесткое.
К счастью, я была довольно равнодушна к сладостям. Конфете я без раздумья предпочла бы лук с уксусом, а шоколадке - корейскую морковку.
Правда, я любила маленькие шоколадные батончики. Но их крайне редко продавали, и я их пробовала в детстве всего раза четыре. Ах да, еще козинаки. Они тоже не всегда были в продаже.
Лишь по халве я сходила с ума. Она была очень большой редкостью в магазинах. Как-то раз мы с мамой отстояли в очереди три часа, но купили аж три килограмма халвы! Я ела ее даже по ночам, и едва не урчала от удовольствия. Она казалась мне пищей богов. В детстве я пробовала ее всего-то, кажется, пару раз.
Словом, все, что мне нравилось, было дефицитом.
Но все же любимые и вполне доступные вкусняшки у меня были. И продавались они отнюдь не в магазине, а... в аптеке.
Я безумно любила глюконат кальция. Ела его вместо конфет с двухлетнего возраста.
Мама покупала сразу 3-4 пачки и вручала их мне. В количестве не ограничивала, и я мога съесть за раз больше одной пачки. И почему он казался мне таким вкусным?
Однажды во дворе мама встретила соседку и остановилась с ней посплетничать поболтать. Я в коляске сижу, у меня в руке пышный букет глюконата, я его по штучке деловито выковыриваю из пачки и смачно грызу.
Вот они болтают, и тут соседка бросает взгляд на меня и резко замолкает на полуслове. Лицо ее искажается ужасом.
"Ааа! Смотри! У тебя ребенок таблетки ест! Ты глянь - уже вторую пачку начала! Ты с ума сошла - ребенку таблетки дала?!"
Мама усмехнулась и говорит:
"Да это глюконат кальция! Он безвреден, и детям полезен. Зубки будут здоровые. А лишнее организм сам выведет. Кушай, Юлечка, кушай!"
"Сумасшедшая мамаша!" - ошарашенно моргая, пробормотала соседка и покрутила пальцем у виска.
Мама любила рассказывать эту историю...
Мама делала правильно: в то время как у моих сверстников вечно были проблемы с зубами, я подобных бед не знала, и первую пломбу поставила только в 29 лет.
В аптeке мржно было купить и другие лакомства, которые я ела вместо конфет в неограниченных количествах: аскорбинка и глюкоза. Глюкоза продавалась в такой приятно хрустящей прозрачной упаковке по десять штук, на манер конфеты; большая белая таблеточка приятно таяла во рту, и сладость ее была умеренной.
Собственно, все дети любили глюкозу и аскорбинку, и мы во дворе всегда делились этими вкусностями друг с другом.
А еще были витаминки в виде маленьких желтых шариков (как и сейчас) - как они нравились всем детям! Их мне выдавали не более 4-х в день. Но однажды я нашла пузырек с этими витаминками, где их оставалось около половины, и все их съела.
И ничего страшного со мной не произошло.
Ну и, конечно же, не могу не вспомнить гематоген... Дети называли его "Гена-матогена".
Опять же, редко удавалось им полакомиться. На этикетке было написано, что в состав входит медвежья kpoвь, и это нас, детей, очень впечатляло.
Мне кажется, вкус советского гематогена отличался от того, что продают сейчас.
Еще мы очень любили жвачки. Их не всегда продавали в магазине. Но если они появлялись в продаже, мы, выпросив у родителей деньги, мчались всем двором их покупать.
Жвачки были двух видов. Одни продавались в длинной упаковке, и в ней - пять жвачек в виде пластов, каждый из которых завернут в серебристую бумагу. Стоило такое удовольствие аж 50 копеек.
И если мятные продавались почти всегда, то найти апельсиновую или клубничную считалось большой удачей. Мы с наслаждением их жевали, обменивались, и дышали друг на друга вкусным ароматом.
Был и другой вид жвачек, в форме бруска. Эта жвачка не имела вкуса и была довольно жесткой, но зато при известном умении из нее можно было надувать пузыри. Она была долговечнее той, которая в виде пластов, и ее хватало на неделю и больше. Стоила она, кажется, 15 копеек.
Так называемые "Педры", ценимые за возможность надувать огромные пузыри, появились уже гораздо позже. Их можно было выиграть в Луна-парке или купить там же за 50 копеек, а потом предприимчивые дети продавали их одноклассникам по 2-3 рубля.
Дружбу дети закрепляли, обмениваясь жвачками. Непременно ПОЖЕВАННЫМИ. Это было равносильно братанию на кpови.
Мы не выплевывали жвачки на землю, о нет... Мы берегли их, и использовали, пока те не начинали рассыпаться во рту. На ночь мы заботливо прилепляли их на спинку кровати, вследствие чего довольно распространенной была проблема, когда жвачка прилипала к волосам, и приходилось отстригать целую прядь.
Эх, не знали мы тогда простейшихлайфхаковбытовых хитростей! Ведь убрать жвачку с волос - проще простого.
Но самое главное, что жвачки можно было... красить!
Наша детская изобретательность подсказала нам простой и доступный способ придать им практически любой цвет.
Мы делали это при помощи цветных карандашей.
Причем этот номер прокатывал только со жвачкой по 15 копеек. Та, которая в виде пластов, рассыпалась от попыток "покрасить" ее.
Мы откусывали кончик карандаша, измельчали зубами в порошок и соединяли во рту со жвачкой, старательно разжевывая эту смесь. Если цвет был недостаточно ярким, опять затачивали карандаш и откусывали еще.
А потом, довольные, демонстрировали друг другу свои яркие жвачки: красные, голубые, оранжевые, зеленые, желтые, розовые, фиолетовые.
Взрослые относились к этому совершенно нормально.
А сейчас я вам расскажу о главном лакомстве своего детства, вкус которого мне никогда не забыть...
Это была обычная сухая каша для детского питания "Малыш", которая продавалась в магазине в картонных пачках и предназначалась для младенцев. Мой богатый опыт позволяет утверждать, что самая вкусная - та, которая для детей 5-6 месяцев.
Обычно на кашу мы скидывались всем двором. Стоила она, кажется, 27 копеек, и была разная: рисовая, пшеничная, овсяная, гречневая.
Самой вкусной была гречневая, но ее продавали редко.
И вот мы, опустошив карманы, шли с мелочью в магазин и покупали заветную серую коробку с изображением медвежонка...
Фишка была в том, чтобы есть эту кашу именно в сухом виде.
Насыпали каждому горкой в ладошку (немытую, представьте себе, и даже порой не совсем чистую). И закидывали в рот...
И вот в этом заключалась сама суть удовольствия. Проглотить мелкодисперсный порошок невозможно, как и жевать его. Мы мусолили его во рту, и постепенно порошок обволакивался слюной, утрамбовывался, превращаясь в вязкий комок. И этот комок медленно и восхитительно таял во рту...
Мы наедались быстро. А с остатками каши мы славно дурачились. Мы дули этот порошок с ладошки друг на друга - и хохотали, все обсыпанные белой пылью...
Между прочим, в готовом виде - то есть сваренная - мне эта каша совершенно не нравилась.
Подобным же образом мы употребляли так называемые "оладьи". Такое слово было написано на бумажной пачке - типа такой, в каких продают концентратные супы. А внутри была очень вкусная сухая масса, состоящая из мелких хлопьев, которые слегка похрустывали на зубах, придавая процессу поедания особую пикантность.
Когда мама однажды решила приготовить эти оладьи так, как положено, они показались мне тошнотворной гадостью. В них не было главного: этого концентрированного вкуса, этого чудесного нежного хруста...
Концентратные супы, кстати, тоже занимали почетное место в списке наших любимых вкусностей. Помните "суп со звездочками"? А "макароны по-флотски"?
Купив (как всегда, в складчину) пачку такого вот концентрата, мы высыпали ее на столик во дворе и старательно выбирали оттуда "мясо"... Сухие и хрустящие солененькие кусочки были божественно вкусны. Остальное мы скармливали птичкам.
Да, это не то что ваши дурацкие чипсы... А то еще некоторые любят сухой лапшой из "роллтона" так же похрустеть, обсыпав ее прилагающейся приправой - ну разве сравнится это с нашими вкусностями?
А гороховый суп-концентрат? Горох в нем прекрасно разжевывался, восхитительно хрустя, и мы его, конечно же, тоже часто ели.
Среди того, что можно было купить в магазине и употребить нетривиальным способом, была и еще одна чудесная вкусняшка, о которой я не могу не рассказать.
Это был кисель.
Он продавался брикетами в бумажной упаковке и представлял собой сухую спрессованную массу, состоящую из крупиц. Обычно он имел вкус малины.
Производителями он был задуман для того, чтобы растворять его в воде и варить. Но мы, маленькие лакомки, в кулинарных наслаждениях разбирались гораздо больше...
Мы делили брикет на всю компанию. Довольно сыпучий, он легко разламывался. А потом мы его ели...
Но не просто ели, а делали это так, чтобы извлечь из процесса максимум удовольствия.
Можно было откусить маленький кусочек и держать его во рту, чувствуя, как он сначала распадается на крупинки, а потом эти крупинки медленно тают, превращаясь в ароматную густую массу...
Но гораздо интереснее было приложить к куску киселя язык или чуть пососать его. Кисель в этом месте размягчался и становился ярким. А потом мы слизывали подтаивающие крупинки...
Ну а третий способ заключался в том, чтобы поскрести кисель зубами. Крупинки попадали на язык, и мы не торопились их проглотить. Мы долго держали их на языке, ощущая, как меняется их вкус. Первое мгновение, пока они сухие, они почти безвусны, ощущается лишь крахмал. Потом появляется сладость, и затем - кислинка.
Куску сухого киселя даже можно было придать необычную форму, вылизав в нескольких местах выемки. И мы потом хвастались друг другу получившимися фигурами.
После такого киселя язык и губы у нас окрашивались в красный цвет.
И сейчас есть в продаже подобные кисели, но не думаю, чтоб кому-то пришло в голову есть их в виде брикета.
Дети в наш век изобилия начисто лишены возможности проявлять фантазию в плане съестных продуктов.
Они еще и привередливы. Поди-ка предложи им погрызть сухой кисель... Даже если попробуют, пожалуй, не оценят.
А вы, дорогие читатели, ели в детстве нечто подобное тому, что я описала?
Уверена, что в каждом регионе нашей большой страны СССР были свои излюбленные вкусняшки.
Давайте вернемся в советское детство и поделимся яркими (вкусными) воспоминаниями!
А вот интересная статья о советском детстве: о наших играх и забавах.
Всем здоровья! Не забываем ставить одобрямсики, делиться и подписываться.
До новых встреч на моем канале - там вас ждет еще много интересного!