Олег Шапошников
Функционально-структурированное сознание
Глава 5
Анализ и коррекция смыслов. Часть 1
Примечание: обращаю внимание, что данная книга является интерактивной и Вы, задавая свои вопросы на тему опубликованного материала, также участвуете в написании книги, так как ответы на заданные вопросы публикуются в данной книге. Все реквизиты автора указаны в конце главы. Задать вопросы Вы можете по электронной почте, или подписавшись на каналы автора. Особо хочу обратить ваше внимание на канал – альманах «Антиутопия», где я планирую публиковать все подобные этому материалы.
- Хм, - скажет кто-то, - а может у меня смыслы эти… Ну, неправильные. Да и то же общество потребления могло эти смыслы у меня сформировать… Заколдованный круг, однако…
Ну, не все так, и даже совсем все НЕ так. Начнем с общества потребления. Смыслы – это внутреннее состояние человека, причем многовекторное, многокоординатное, многогранное. Никакое общество потребления в этом копаться просто не будет. Общество потребления дает простые и внешние сигналы – «иголки», формирует команды, управляющие стаей рыб (видели, наверное, в научно-популярных фильмах, как огромная стая рыб, по общей команде мгновенно и синхронно поворачивает?). Точно также и тут. Общество потребления работает с массами. Естественно, при этом каждая особь в массе, начинает модулировать другую особь в направлении команды общества потребления. Команда поменялась – идет новая взаимная модуляции между особями и так далее. Нет абсолютно никакой необходимости работать со смыслами. Другое дело, что вся эта «музыка» в итоге, естественно, влияет на формирование смыслов, но не напрямую, а через впечатления, ощущения и так далее.
- Тогда может к психологу? - вопрошает кто-то.
Наивный… Тут как раз психолог, коуч, и вся это гоп-компания и сформируют «нужные» смыслы (только нужные совершенно НЕ Вам). Все они работают НЕ по принципу пользы для клиента, а для продвижения трендовых направлений и установок (нужных опять же тому же самому обществу потребления и новому мировому порядку). Продвигают, - значит сами в тренде, - значит будет больше клиентов. Ну, а кто против тренда пошел, - заклюют, затопчут, защиплют… Поэтом все яйца на рынке будут одинаковыми, и по одной цене.
Нет, ребята, тут только самим!
- Как-то психологов то… - скажет кто-то, - ну очень не любите…
Психологи, по своей изначальной сути, выполняют важнейшую и очень нужную работу с психическими и психологическими травмами и прочими психическими и психологическими проблемами. Но это область психической медицины и психологической помощи. И здесь их труд незаменим и максимально важен. А вот в той области о которой мы сейчас говорим, в основном «подвязались» ремесленники с купленными дипломами и жадными до денег руками, и следующими за трендами общества потребления. Это, с одной стороны. А ведь с другой стороны, ну придет наш Вася или Петя с вопросом … к тому же клиническому истинному психологу, который до этого с человеком работал, которого из петли вытащили, или который после катастрофы… А тут: как мне стать богатым… И давайте изучим мои смыслы… Да, то тоже максимально нужно и важно! Но область-то совсем, совсем другая!
- Ну да, и рожа то, у Васи, да и у Пети…
«Да рожи то у нас у всех хороши», - как точно подметил Хмырь из фильма «Джентльмены удачи». Можно также вспомнить известный шлягер на слова Владимира Шандрикова с музыкой от Аркадия Северного:
Вот я откинулся… Какой базар-вокзал?
Купил билет в колхоз «Большое дышло».
Ну да ладно, отвлеклись мы, однако. Вернемся к конкретике.
В предыдущей главе мы сформировали (на примере) место человека согласно имеющихся у него смыслов (с тем, чтобы человеку было комфортно, и человек даже был бы счастлив, - можно и так сказать; и ничего ему за это не было). Какие уж эти смыслы… Тут, что есть, то и есть. А вот сейчас мы попробуем уже поработать с самими смыслами. Для этого нам надо их проанализировать. Естественно, не все вместе, не скопом, а по одному. Да, понимаю, долго и муторно, но дело стоит того. Опять же, здесь должна быть система. Т.е. мы в примере же работали с некой целью и смыслами по этой цели. Так можно и продолжить, отработав по этим смыслам. Основная методика, основной способ, и так далее, можно назвать происходящее как угодно, - это принцип: быть максимально честным с самим собой. Опять же попробуем на примере:
- Вот ты, Петя отметил, что ты исключительно мирный человек, и не готов к жизни в опасности вообще. Это, конечно два смысла, причем совершенно разные, но часто воспринимаются (ошибочно) как одно и тоже. Объясни.
- Ну тут видимо с детства тема идет. Мать мне всегда внушала, что надо все решать миром, и пытаться избегать любой опасности. Брат ее двоюродный вступился за кого-то, да сам и сел, и надолго. Вот мать…
- Хорошо, а сам как ощущаешь опасность?
- Да у меня с детства, как опасность, так медвежья болезнь. Не всегда успевал добежать… Мать за это здорово ругала, - отстирывать потом приходилось… Со школы, еще, с первого класса. Может и раньше, но что с школы, - хорошо помню. Ну, а потом как брата матери посадили… Я в шестом классе был.
- Стоп! То есть реакция у тебя на опасность (причем исключительно специфическая и конкретно функциональная) была до ситуации с братом матери?
- Да, да, кончено. Да и кроме медвежьей болезни... Все пацаны идут с сараев в сугроб прыгать, а у мне поджилки трясутся. Ну не моё это все, не моё! Не уважал себя я конечно сильно.
- А когда брат матери сел?
- А вот тут интересно. У меня как аргументация какая-то появилась. Мать установку дала, и на реальном примере все доказала.
- Доказала то, что и так было, и как бы «забрала» причину на себя?
- Точно! Вот блин… А то считал, что это все мать…
- Понятно, то есть тема опасностей, это не какие-то там установки, в чисто вот такая твоя особенность, и так и запишем, что ее надо принять как данность. Перейдем к миролюбию.
- Тут тоже интересно. Я потом в классе в восьмом с пацаном с одним начал дружить. Тот хитрый был, зараза. У нас была среда довольно агрессивная в нашем маленьком городке. Вечно наезды, разборки, драки тоже. Так этот Аркадий, умел так все разруливать, что все так тихо-тихо и успокаивалось. Мы даже и дрались не разу.
- Ну, а если обида была? Забывали ради мирного урегулирования?
- Аркадий да, он прямо балдел от своих дипломатических рекордов. Все остальное он просто не замечал. Ему важен был только этот процесс. А обиды ему мешали, зацикливали. Поэтому он их просто «обнулял».
- А ты?
- Я не мог. Трясло меня прямо. А Аркадию сказать – боялся. Возьмет и выкинет меня «из обоймы».
- И что?
- Да мстил, не кулаками, естественно. Одного обидчика из школы выгнали, а другого… Вспоминать неохота…
- Ну давай уж, вспомним…
- На перо он попал… долго потом в больничке валялся… Но выжил.
- Понятно. Теперь вернемся к уроню агрессии. И ты сам сказал, - что не все кулаками…
- Согласен, ставим максимум. Какое уж тут миролюбие… Просто вспоминать тот случай было неприятно, вот и поставил минимум…
Ну вот как-то так… И напомню принцип: быть максимально честным с самим собой. Даже если в итоге ты оказываешься…
Ну и аспект: кто ж такое психологу расскажет… ну а самому себе…
А вот далее сейчас увидим еще один интересный момент. Предположим, что, согласно нашего примера на тему «хочу быть богатым», у Пети есть две первых вертикальных градации (мы их как раз и разобрали, восемь третьих градаций и две четвертых градации. Так-то Петя, как бы кандидат на третью градацию положения о богатстве, но тут две этих первых градации… У нас есть три возможных подъема по градациям, но только на градацию выше. А тут через две… Но! Но мы можем поменять три подъема на градацию выше на один подъем на две градации выше. При этом мы видим, что оказывается, после проработки смыслов у Пети не две первых градации, а только одна (и одна градация на максимальном уровне). Поэтому мы поднимаем одну первую градацию на две градации выше и получаем: девять третьих градаций, две четвертых и одна пятая градация. И в итоге для Пети достижима третья вертикальная градация, которая и станет для него реальной целью.
Примечание: вообще, конечно, удобнее иметь дело не с 12, а с 16 графиками (и с 16 смыслами). Тогда у нас будет четыре возможных подъема на градацию выше или два возможных подъема на две градации выше или один возможный подъем на три градации выше.
Олег Шапошников: https://runa-odin.org, https://runa-odin.com, http://runa-odin.info
E-mail: runa-odin@yandex.ru
Каналы автора
Telegram: https://t.me/runes_of_odin
Telegram(альманах «Антиутопия»): https://t.me/almanac_antiutopia