7 сентября 2011 года самолет Як-42Д, совершавший чартерный рейс из Ярославля в Минск, терпит крушение во время взлета. В тот день самолет вез особо важных пассажиров: ярославскую команду по хоккею "Локомотив". Все, кроме двух человек на борту, погибли в момент крушения. Итоги расследования шокировали всех: от простых людей до следователей и профессионалов отрасли. Что же произошло в тот день?
7 сентября 2011 года в 15:07 самолет авиакомпании "Як Сервис", специализирующейся на чартерных перевозках, совершает посадку в аэропорту Туношна (г. Ярославль). Управляла самолетом команда из опытных пилотов: командир 44-летний Андрей Соломенцев (почти 7000 часов налета), второй пилот Игорь Жевелов (более 13000 часов налета). Сегодня по плану самолет должен был забрать особо важных пассажиров: хоккейную команду "Локомотив" и направиться в Минск на стартовый матч очередного сезона КХЛ.
Следует отметить, что команда ярославского "Локомотива" была очень популярна не только в самом городе, но и далеко за его пределами. Они трижды становилась победителем Чемпионата России и дважды серебряными призерами. В состав команды входили в основном россияне, но также за "Локомотив" выступали и граждане Латвии, Белоруссии, Чехии и Словакии. Это была дружная, крепкая и профессиональная хоккейная семья.
Спортсмены в полном составе устраиваются в салоне самолета. Царит приятная атмосфера, у игроков и тренеров хорошее настроение: все-таки летят на первую игру в сезоне. В кабине командир Андрей Соломенцев выруливает на ВПП и получает разрешение от диспетчера на взлет. Ровно в 15:59 Як-42Д начинает разбег по ВПП.
Бортмеханик Сергей Журавлев следит за приборами. Набрав необходимую скорость, он сообщает командиру, что самолет готов к отрыву от земли. Командир Андрей Соломенцев тянет штурвал на себя, чтобы взлетать, но…ничего не происходит. Самолет на большой скорости продолжает ехать по полосе. Следует отметить, что на данном этапе отменить взлет уже невозможно - скорость слишком высока, а полоса слишком коротка, чтобы успешно затормозить.
Капитан решает дать полную тягу:
"Взлётный! Взлётный!" - кричит Соломенцев
Но и это не дает результата: на скорости 250 км/ч Як-42Д продолжает стремительно мчаться к краю ВПП. Попытки командира выпустить стабилизатор не меняет стремительно ухудшающееся положение. Достигнув края полосы, самолет выезжает за ее пределы и продолжает катиться по траве и ситуация из тяжелой переходит к критической. Капитан Соломенцев отчаянно тянет штурвал на себя, чтобы оторвать самолет от земли. Наконец Як-42Д с трудом взлетает. Но едва набрав высоту 5 метров, лайнер крылом задевает антенну радиомаяка и падает в реку Туношона менее чем в 1 км от ВПП. 43 человека: почти весь состав "Локомотива" и члены экипажа гибнут мгновенно. Чудом удалось выжить лишь нападающему команды Александру Галимову и бортинженеру Александру Сизову. Чуть позже их обнаружат и отправят в реанимацию и введут в искусственную кому.
Случившееся стало шоком не только для жителей Ярославля, но и для всей страны - такая трагедия. Начинается расследование это страшной авиакатастрофы. Необходимо как можно скорее выяснить, что произошло.
Так как трагедия произошла во время взлета, то первое, что стали изучать следователи, это конфигурацию самолета. Ведь если какой-то из параметров, например, уровень поднятия закрылок был установлен неверно, то это могло стать причиной катастрофы. Едва увидев обломки, следователи однозначно поняли: закрылки были установлены верно. Да и хвостовые стабилизаторы тоже были в норме. Почему же самолет не смог оторваться от земли? Что-то явно препятствовало нормальному взлету.
Изучив качество топлива, следователи пришли к выводу, что и с этим проблем нет. Теперь только бортовые самописцы могли ответить на вопрос, что произошло.
Может ли быть так, что самолет был перегружен? Оказалось, что в аэропорту Ярославля нет возможности взвесить багаж! Пилоты не могли знать точно, каков вес загруженного Як-42Д. А ведь этот параметр крайне важен для расчета точной скорости, на которой самолет способен оторваться от земли. Но, подсчитав примерный вес багажа и пассажиров, следователи пришли к выводу, что перегруз не мог стать причиной катастрофы. Так что же случилось?
Начался тщательный анализ бортовых самописцев или "черных ящиков". Один из них фиксирует переговоры пилотов в кабине, а второй технические параметры самолета. После получения данных с последнего следователи пришли в ужас: несмотря на полную тягу самолет почти не разгонялся, а даже замедлялся! Может на взлете были включены тормоза. Но как такое возможно?
Следователи провели испытания аналогичного ЯК-42 в ЛИИ им. Громова, где длина полосы позволяет безопасно имитировать все, что произошло в Ярославле. При наборе скорости второй пилот нажимал на педаль тормоза, в то время пока командир пытался оторвать самолет от земли. С огромным трудом им удалось взлететь, но для этого потребовалось почти 3000 м, в то время как Як-42 для взлета хватило бы и 1300 м! Получается при взлете тормоза самолета были включены!
Следователи решили прослушать, что происходило в кабине пилотов в момент взлета. Диалог внутри кабины удивляет следователей.
- "Экипаж, взлетаем. Рубеж — 190" - приказывает командир
-" Надо рубеж 200" - уточняет бортинженер
- "Взлёт 200" - произносит командир
Этот диалог означает, что командир установил взлетную скорость 190 км/ч, в то время как бортинженер указал на скорость 200 км/ч. Но спор команды о критических параметрах во время взлета недопустим! По правилам скорость, на которой взлет можно отменить должна быть определена до взлета, а не во время его. Однако, команда лайнера этого не сделала. Прослушав самописцы следователи поняли, что пилоты так и не проговорили скорость принятия решения до начала полета. Вместо того, чтобы прервать взлет, когда явно что-то пошло не так, командир предпринял отчаянную попытку взлететь. Расчеты показали, что у команды было 5 секунд, чтобы после первых признаков неполадки, прервать взлет. Тогда трагедии можно было бы избежать.
Тем не менее это не отвечало на вопрос, почему тормоза Як-42Д были включены. Начались тщательные исследования конструкции самолета и консультации с заводом-производителем. Выяснилось, что самовольное включение всех тормозов Як-42 невозможно в принципе. Значит кто-то из членов экипажа нажал педаль тормоза. Но кто и почему?
Началось изучение личных дел членов экипажа. Интересно, что оба пилота начинали свою летную карьеру на более ранней версии самолета - Як-40. Однако по долгу службы им приходилось летать и на Як-40 и на Як-42. Это нарушение правил авиационной безопасности, но на это администрация авиакомпании почему-то закрывала глаза.
Следователи изучили разницу конструкции Як-40 и Як-42. Оказалось, что педали тормоза на них немного отличались: если на Як-40 пилоту для торможения нужно было полностью поместить ногу на педаль, то в Як-42 при нажатии на педаль тормоза каблук оставался на полу. Учитывая, что пилоты летали то на одной модели самолета, то на другой, то катастрофа была лишь делом времени.
При полете на Як-42 пилот мог на автомате поставить ноги на педали так, как он привык это делать на Як-40. В этом случае можно нажать на верхнюю часть педали и...активировать тормоза. Это почти невероятно, но вполне возможно! Но как опытный пилот мог перепутать педаль тормоза?
Следователям удалось выяснить, что второй пилот Игорь Жевелов втайне приходил лечение от тяжелого заболевания нервной системы: его конечности теряли чувствительность! В таком случае есть риск того, что пилот нажимал педаль тормоза сам того не осознавая!
Судя по всему, капитан лайнера так и не понял до самого конца, что происходит. Параметрический самописец показывает, что второй пилот и бортинженер начали сбрасывать скорость, чтобы прервать взлет, в то время как капитан тщетно пытался тянуть штурвал на себя, чтобы оторвать Як-42Д от земли. Полный хаос и неразбериха!
Следователи также выяснили, что пилоты были очень слабо обучены полетам на Як-42. А то, что медкомиссия закрывала глаза на заболевание второго пилота вообще не поддается никакому разумному объяснению. В результате полностью исправный самолет разбился по причине того, что второй пилот "перепутал педали" и нажимал на тормоз, а капитан не смог распознать опасность и вовремя прервать полет.
Теперь ты знаешь немного больше. Если вам нравится то, что вы прочитали, то подписывайтесь на мой канал: там много статей и видео на разные темы.❤️❤️❤️
Мои другие статьи на тему авиакатастроф: