Разработанный ещё в конце 1950-х годов гусеничный бронетранспортёр M113 не сходит со сцены. Данная боевая техника, запущенная в серийное производство в начале 1960-х годов, по-прежнему остается на вооружении десятков стран по всему миру, в том числе и в США.
Данный БТР справедливо считают самым массовым в истории. Выпуск таких бронетранспортёров и специальных машин на его базе превысил 80 тысяч единиц. Первым военным конфликтом, в котором M113 приняли участие, была война во Вьетнаме. С тех пор практически не один военный конфликт не обходился без их участия.
M113A3 – основная американская модификация
Это последняя американская серийная модернизация бронетранспортёра M113, которая была выполнена ещё в 1987 году. Данная модификация была направлена на повышение живучести машины в боевых условиях.
M113A3 вырос до 5,3 метра в длину (изначально было 4,9 метра) и прибавил в весе – 12,3 тонны (без дополнительного бронирования). На этой версии было изменено рулевое управление, а также установлен более мощный двигатель 6V-53T Detroit Diesel с турбонаддувом, выдающий 275 л.с. (на первых вариантах – 215 л.с.).
Внутри корпуса появился противоосколочный подбой, а снаружи задней аппарели конструкторы добавили бронированные топливные баки. Это позволило освободить 0,45 кубических метра внутреннего пространства.
M113 AS4 – австралийская модификация
Данная версия БТР считается одной из самых защищенных, максимальный вес бронетранспортёра вырос до 18 тонн. Главной отличительной особенностью данной модели является бронированная одноместная башня с установленным внутри 12,7-мм пулеметом.
Защита бронетранспортёра была усилена за счет накладных керамических бронеплит. Также корпус и днище боевой машины были дополнительно усилены для защиты от фугасов и самодельных взрывных устройств. В интерьере появились специальные противоосколочные вкладыши. Данная модификация обеспечивает круговую защиту от пуль калибра до 14,5 мм включительно.
Модернизация включала в себя установку новой трансмиссии и двигателя мощностью 350 л.с. Ещё одной отличительной чертой машины является удлиненный корпус – появилась дополнительная пара опорных катков (стало 6 на борт).
M113G3DK – датская модификация
Данный вариант гусеничного БТР был создан в Германии специально для датской армии в 1999 году. Бронемашина получила более мощный 6-цилиндровый дизельный двигатель MTU с турбонаддувом мощностью 300 л.с. Также появились улучшенные гусеницы, новая система обогрева и дополнительный комплект брони.
Повышение уровня баллистической и противоминной защиты обеспечивалось дополнительными накладными стальными модулями на лбу, бортах и днище корпуса. Также в передней части машины был установлен блок дымовых гранат. Боевая масса при такой модернизации выросла до 15 тонн.
Так как вес БТР вырос, на этой модели использовалась усиленная ходовая, а также обновленные системы управления и торможения, количество опорных катков увеличилось до 6 на борт. Отличительная особенность машины – «гофрированные» борта корпуса, по которым можно легко узнать датскую модификацию.
YRP-765 pri.50 – голландская модификация
Голландский вариант разрабатывался как замена традиционного M113, при этом планировалось создать БМП. Большая часть таких машин представляют собой «эрзац» американской «Брэдли», так как получили башню с 25-мм автоматической пушкой.
Часть же получила «скворечник» без крыши с установленным внутри 12,7-мм пулеметом. В целом защита стрелка со всех ракурсов – это очевидный плюс модификации YRP-765 pri.50.
Как и остальные модификации, данный вариант отличается повышенным весом, поэтому также получил новый двигатель, но более скромный – мощностью 267 л.с.
Бронирование бронетранспортёра было усилено. На алюминиевый корпус дополнительно установлена разнесенная стальная броня во лбу и по бортам корпуса. Пустота между бронеплитами была заполнена пенополиуретаном, что дополнительно повысило плавучесть машины.
Бонус – британский БТР FV430 MK.3 «Бульдог»
Британский БТР FV430 MK.3 «Бульдог» часто путают с американским M113, но это самостоятельная английская разработка. Основным эксплуатантом данной модели всегда была Великобритания. При этом на данной гусеничной базе (FV432) было изготовлено более 3000 единиц различной боевой техники, не только БТР.
Подробнее об этой машине, которая является одной из последних модификаций БТР на базе FV432, можете прочесть в статье: Британский аналог М113. FV430 MK.3 Bulldog
Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Лайки и комментарии приветствуются. Заранее спасибо)