Знаете, мне стыдно. Хотя… Если честно — просто неудобно. Гордо заявлять: «Я петербурженка в пятом поколении». И понятия не иметь, что же все-таки находится в Кунсткамере.
Как-то по настойчивой просьбе младшей дочери мы решили посетить Кунсткамеру. Холодный дождливый ноябрь. Вторая половина дня. Очередь в музей тянулась с родной (для меня) Университетской набережной и заворачивала в Таможенный переулок. Я стояла, мерзла и… злилась. Ну почему я не объяснила дочке, что нет ничего интересного в заспиртованных младенцах-уродцах?! Я не хотела на них смотреть.
И не посмотрела. Потому что к нам вышел работник музея и объявил: «Не тратьте время! Сегодня вы в Кунсткамеру не попадете, слишком много народу». Дочь расстроилась, а я, чего уж скрывать, — обрадовалась.
Так и получилось, что в Зоологическом музее, что находится поблизости, я была десятки раз, а Кунсткамеру обходила стороной. Долго обходила, лет 25. И только сейчас поняла, что зря. Там сто-о-олько интересного!
Благодарности
На Западе (что в Европе, что в Америке) авторы начинают свои книги с благодарностей. Они благодарят друзей, детей, супругов, коллег, порой — и редакторов, за то, что смогли: дошли до конца — написали и издали свое творение.
Вот и я хочу начать свой рассказ о Кунсткамере с благодарности.
Благодарю внучку Карину. Узнав, что в последнее время она увлеклась астрономией и птицами, я решила подарить ей… звезды.
Помните у Маяковского?
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?»
Вы замечали? Как только появляется идея — тут же возникает способ ее решения. Поэтому вторая моя благодарность — подруге Галине. А третья — группе ВК «Научный туризм» и ее создателю Катерине Крыловой. 15 марта, когда я пишу эту статью, Катерина переименовала свою группу. Теперь она называется «Научные туры. Science trips».
Галина рассказала мне об экскурсии «Астротур», и я не стала упускать эту счастливую возможность.
15 астротуристов
Суббота, 11 марта. Яркое солнце. Минус 22 градуса. Утром. К вечеру — потепление, ветер и метель. Первые снежинки я заметила, когда смотрела в Большой телескоп в Пулковской обсерватории. Но не буду забегать вперед и всё же вернусь к Кунсткамере.
Народу в этот день в музее было много. Но в «Астротур» собрались 15. Нас разделили на две группы и препоручили гидам. (Тут я должна поблагодарить судьбу, что нам повезло с экскурсоводом. Четко, спокойно, интеллигентно — всё как я люблю.)
«Уродцев в спирту» я и на сей раз не заметила. Мы быстро поднялись на второй этаж, миновали какой-то восточный зал, оказались в круглой галерее и тут же свернули к почти незаметной лестнице. Восхождение нашей «великолепной семерки» я показала вам в первом сезоне из четырех серий фильма «Обсерватории Петербурга». (Продолжение следует.) Я, конечно, еще только учусь, но меня захватил процесс создания видеоконтента.
Альпинист из меня никакой: задыхаюсь при подъеме даже на небольшую высоту. Но тут я забывала об этом, так как в восхищении застывала, глядя на роспись потолков и исторические интерьеры.
Как всё успеть? И сфотографировать, и снять видео, и записать интересную информацию?
100 долларов — не просто бумажка
Для меня теперь это так. Буду с уважением смотреть на портрет Бенджамина Франклина (1706–1790). Он не стал президентом США, зато его выбрали почетным академиком первой Российской академии наук. Дипломат, ученый, изобретатель, философ, писатель. А еще — полимат, то есть универсальный человек, энциклопедист.
Почетным академиком был и Вольтер. Но ни Франклин, ни Вольтер не посещали Россию.
В XVIII веке было несколько ученых, обладавших энциклопедическими знаниями. Петр Великий, создавая Академию наук, стремился пригласить прославленных ученых из разных стран. В первый состав вошли 15 академиков, среди них не было ни одного русского исследователя.
Академиком астрономии стал Жозеф-Николя Делиль (1688–1768).
Он прибыл в Петербург, когда здание Кунсткамеры только строилось. Астрономические павильоны (север, юг, запад, восток) на четвертом этаже Кунсткамеры создавались при непосредственном руководстве французского ученого.
Как сказано в Википедии, по предложению Делиля при Академии наук был создан Географический департамент для руководства картографированием. И Делиль стал его первым директором (1739–1740). Он разработал в 1728 году равнопромежуточную коническую картографическую проекцию, наиболее удобную для такой вытянутой вдоль параллелей страны, как Россия, наметил план создания сети астропунктов для построения точной карты Российской империи.
Плохо я учила в школе астрономию! Или память у меня плохая. Я только после этой экскурсии поняла, зачем нам телескопы, обсерватории и что собственно измеряли астрономы. Точное время и расстояние — вот что. Именно с башни Кунсткамеры с помощью зеркал подавали световой сигнал пушкарям в Петропавловской крепости. И ровно в полдень стреляла пушка с равелина. Вздрогнула я от ее выстрела и в этот день. Хотя теперь артиллеристам не нужен световой луч из Кунсткамеры.
Кто придумал горизонт?
Наш Ломоносов! Не само, конечно, понятие, а слово. Первый русский академик ввел в обиход слова «градусник», «атмосфера» и «горизонт».
Михаила Васильевича Ломоносова тоже можно смело назвать полиматом. Все со школы помнят, что он был поэтом, химиком, физиком, астрономом.
Например, до него в России знали только два оттенка стекла — прозрачное и зеленое. В результате многолетних исследований Ломоносов разработал 2000 (!) оттенков стекла.
Он стал первым, кто получил дворянское звание не за воинские заслуги, а за успехи в науках.
С интересом я разглядывала генеалогическое древо рода Ломоносовых.
И предметы, которые принадлежали его семье. Например, высокий хрустальный бокал с травлением — подарок от императрицы, фарфоровый чайник с росписью и потемневшее блюдо из серебра. Это дар музею от потомков великого русского ученого. А на стене — мозаичный портрет цесаревны Анны Петровны. Его создал сам Ломоносов.
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен! <…>
Это две строфы из оды Ломоносова, написанной им в 1743 году.
Когда мне было 19, а мужу 21, мы, молодожены, однажды до двух ночи размышляли о строке «Звездам числа нет, бездне дна». В моем юном мозгу не умещалась мысль о бездонности бездны. Я не могла этого понять. У всего есть дно, то есть всё же конечно. Смотрели в небо на звезды и говорили-говорили-говорили. Телевизор мы тогда сознательно не покупали. Когда же он у нас появился, исчезли беседы о звездах...
Воспоминания, стихи, история… Придется мне о трехтонной «жемчужине» Кунсткамеры — Готторпском глобусе — рассказать в следующий раз.
P. S. Если вы хотите проверить кого-то, приводите вашего визави во двор Кунсткамеры. Здесь между двух идолов стоит «скамейка правды». Задавайте самые каверзные вопросы! Идолы не дадут человеку соврать.
Кстати, 16 марта 2023 года с 11 до 18 часов Кунсткамеру можно будет посетить бесплатно. И не только в этот день звезды будут на вашей стороне: каждый третий четверг месяца в музей можно пройти свободно. Только на кассе нужно будет взять билеты для прохода. Дерзайте! Стремитесь к звездам. Или вы всё же хотите поглазеть на заспиртованных уродцев?
Засим прощаюсь. А если вам понравился мой рассказ — подпишитесь: вместе с вами мы найдем еще много интересного в Санкт-Петербурге — Северной Венеции.
#кунсткамера #академия_наук #почетные_академики #ломоносов #маяковский #поэзия_и_звезды