Найти в Дзене
Подруга Казановы

Первый раз в первом музее России

Оглавление

Знаете, мне стыдно. Хотя… Если честно — просто неудобно. Гордо заявлять: «Я петербурженка в пятом поколении». И понятия не иметь, что же все-таки находится в Кунсткамере.

Кунсткамера. Первый музей России. Здесь же находилась и первая Академия наук —  Петербургская
Кунсткамера. Первый музей России. Здесь же находилась и первая Академия наук — Петербургская

Как-то по настойчивой просьбе младшей дочери мы решили посетить Кунсткамеру. Холодный дождливый ноябрь. Вторая половина дня. Очередь в музей тянулась с родной (для меня) Университетской набережной и заворачивала в Таможенный переулок. Я стояла, мерзла и… злилась. Ну почему я не объяснила дочке, что нет ничего интересного в заспиртованных младенцах-уродцах?! Я не хотела на них смотреть.

И не посмотрела. Потому что к нам вышел работник музея и объявил: «Не тратьте время! Сегодня вы в Кунсткамеру не попадете, слишком много народу». Дочь расстроилась, а я, чего уж скрывать, — обрадовалась.

Я думала, Маттарнови —  итальянец, оказалось, нет —  немец. Но уж Киавери точно приехал из Италии! Да, Гаэтано Киавери родился в Риме. Архитектор позднего итальянского барокко
Я думала, Маттарнови — итальянец, оказалось, нет — немец. Но уж Киавери точно приехал из Италии! Да, Гаэтано Киавери родился в Риме. Архитектор позднего итальянского барокко

Так и получилось, что в Зоологическом музее, что находится поблизости, я была десятки раз, а Кунсткамеру обходила стороной. Долго обходила, лет 25. И только сейчас поняла, что зря. Там сто-о-олько интересного!

Теперь я знаю, что можно посмотреть в Кунсткамере. Кстати, ее современное название — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук
Теперь я знаю, что можно посмотреть в Кунсткамере. Кстати, ее современное название — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук

Благодарности

На Западе (что в Европе, что в Америке) авторы начинают свои книги с благодарностей. Они благодарят друзей, детей, супругов, коллег, порой — и редакторов, за то, что смогли: дошли до конца — написали и издали свое творение.

Вот и я хочу начать свой рассказ о Кунсткамере с благодарности.

Благодарю внучку Карину. Узнав, что в последнее время она увлеклась астрономией и птицами, я решила подарить ей… звезды.

Помните у Маяковского?
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?»

Вы замечали? Как только появляется идея — тут же возникает способ ее решения. Поэтому вторая моя благодарность — подруге Галине. А третья — группе ВК «Научный туризм» и ее создателю Катерине Крыловой. 15 марта, когда я пишу эту статью, Катерина переименовала свою группу. Теперь она называется «Научные туры. Science trips».

Галина рассказала мне об экскурсии «Астротур», и я не стала упускать эту счастливую возможность.

15 астротуристов

Суббота, 11 марта. Яркое солнце. Минус 22 градуса. Утром. К вечеру — потепление, ветер и метель. Первые снежинки я заметила, когда смотрела в Большой телескоп в Пулковской обсерватории. Но не буду забегать вперед и всё же вернусь к Кунсткамере.

Огромный идол встречает вас при входе в музей. (Фото автора)
Огромный идол встречает вас при входе в музей. (Фото автора)

Народу в этот день в музее было много. Но в «Астротур» собрались 15. Нас разделили на две группы и препоручили гидам. (Тут я должна поблагодарить судьбу, что нам повезло с экскурсоводом. Четко, спокойно, интеллигентно — всё как я люблю.)

«Уродцев в спирту» я и на сей раз не заметила. Мы быстро поднялись на второй этаж, миновали какой-то восточный зал, оказались в круглой галерее и тут же свернули к почти незаметной лестнице. Восхождение нашей «великолепной семерки» я показала вам в первом сезоне из четырех серий фильма «Обсерватории Петербурга». (Продолжение следует.) Я, конечно, еще только учусь, но меня захватил процесс создания видеоконтента.

Альпинист из меня никакой: задыхаюсь при подъеме даже на небольшую высоту. Но тут я забывала об этом, так как в восхищении застывала, глядя на роспись потолков и исторические интерьеры.

Как всё успеть? И сфотографировать, и снять видео, и записать интересную информацию?

100 долларов — не просто бумажка

Для меня теперь это так. Буду с уважением смотреть на портрет Бенджамина Франклина (1706–1790). Он не стал президентом США, зато его выбрали почетным академиком первой Российской академии наук. Дипломат, ученый, изобретатель, философ, писатель. А еще — полимат, то есть универсальный человек, энциклопедист.

Почетным академиком был и Вольтер. Но ни Франклин, ни Вольтер не посещали Россию.

Бюсты почетных академиков — Вольтера и Франклина. (Фото — с сайта otzyv.ru)
Бюсты почетных академиков — Вольтера и Франклина. (Фото — с сайта otzyv.ru)

В XVIII веке было несколько ученых, обладавших энциклопедическими знаниями. Петр Великий, создавая Академию наук, стремился пригласить прославленных ученых из разных стран. В первый состав вошли 15 академиков, среди них не было ни одного русского исследователя.

Академиком астрономии стал Жозеф-Николя Делиль (1688–1768).

-8

Он прибыл в Петербург, когда здание Кунсткамеры только строилось. Астрономические павильоны (север, юг, запад, восток) на четвертом этаже Кунсткамеры создавались при непосредственном руководстве французского ученого.

Как сказано в Википедии, по предложению Делиля при Академии наук был создан Географический департамент для руководства картографированием. И Делиль стал его первым директором (1739–1740). Он разработал в 1728 году равнопромежуточную коническую картографическую проекцию, наиболее удобную для такой вытянутой вдоль параллелей страны, как Россия, наметил план создания сети астропунктов для построения точной карты Российской империи.

Плохо я учила в школе астрономию! Или память у меня плохая. Я только после этой экскурсии поняла, зачем нам телескопы, обсерватории и что собственно измеряли астрономы. Точное время и расстояние — вот что. Именно с башни Кунсткамеры с помощью зеркал подавали световой сигнал пушкарям в Петропавловской крепости. И ровно в полдень стреляла пушка с равелина. Вздрогнула я от ее выстрела и в этот день. Хотя теперь артиллеристам не нужен световой луч из Кунсткамеры.

На четвертом этаже Кунсткамеры. Часы, астрономические приборы и... вид на Адмиралтейство. (Фото автора)
На четвертом этаже Кунсткамеры. Часы, астрономические приборы и... вид на Адмиралтейство. (Фото автора)

Кто придумал горизонт?

Наш Ломоносов! Не само, конечно, понятие, а слово. Первый русский академик ввел в обиход слова «градусник», «атмосфера» и «горизонт».

-11

Михаила Васильевича Ломоносова тоже можно смело назвать полиматом. Все со школы помнят, что он был поэтом, химиком, физиком, астрономом.

Складной телескоп зеленого цвета принадлежал М. В. Ломоносову. Полная длина этого телескопа —  семь метров. (Фото автора)
Складной телескоп зеленого цвета принадлежал М. В. Ломоносову. Полная длина этого телескопа — семь метров. (Фото автора)

Например, до него в России знали только два оттенка стекла — прозрачное и зеленое. В результате многолетних исследований Ломоносов разработал 2000 (!) оттенков стекла.

Стекольная мастерская Ломоносова. Фрагмент исторической реконструкции. (Фото автора)
Стекольная мастерская Ломоносова. Фрагмент исторической реконструкции. (Фото автора)

Он стал первым, кто получил дворянское звание не за воинские заслуги, а за успехи в науках.

С интересом я разглядывала генеалогическое древо рода Ломоносовых.

И предметы, которые принадлежали его семье. Например, высокий хрустальный бокал с травлением — подарок от императрицы, фарфоровый чайник с росписью и потемневшее блюдо из серебра. Это дар музею от потомков великого русского ученого. А на стене — мозаичный портрет цесаревны Анны Петровны. Его создал сам Ломоносов.

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен! <…>

Это две строфы из оды Ломоносова, написанной им в 1743 году.

Когда мне было 19, а мужу 21, мы, молодожены, однажды до двух ночи размышляли о строке «Звездам числа нет, бездне дна». В моем юном мозгу не умещалась мысль о бездонности бездны. Я не могла этого понять. У всего есть дно, то есть всё же конечно. Смотрели в небо на звезды и говорили-говорили-говорили. Телевизор мы тогда сознательно не покупали. Когда же он у нас появился, исчезли беседы о звездах...

Воспоминания, стихи, история… Придется мне о трехтонной «жемчужине» Кунсткамеры — Готторпском глобусе — рассказать в следующий раз.

Тот самый глобус
Тот самый глобус

P. S. Если вы хотите проверить кого-то, приводите вашего визави во двор Кунсткамеры. Здесь между двух идолов стоит «скамейка правды». Задавайте самые каверзные вопросы! Идолы не дадут человеку соврать.

«Скамейка правды» во дворе Кунсткамеры
«Скамейка правды» во дворе Кунсткамеры

Кстати, 16 марта 2023 года с 11 до 18 часов Кунсткамеру можно будет посетить бесплатно. И не только в этот день звезды будут на вашей стороне: каждый третий четверг месяца в музей можно пройти свободно. Только на кассе нужно будет взять билеты для прохода. Дерзайте! Стремитесь к звездам. Или вы всё же хотите поглазеть на заспиртованных уродцев?

Засим прощаюсь. А если вам понравился мой рассказ — подпишитесь: вместе с вами мы найдем еще много интересного в Санкт-Петербурге — Северной Венеции.

#кунсткамера #академия_наук #почетные_академики #ломоносов #маяковский #поэзия_и_звезды