Найти в Дзене
Фонд Здесь и Сейчас

Все ли дети умеют играть?

Вместе с Екатериной Коровкиной, детским и подростковым психологом Помогающего центра БФ «Здесь и сейчас» разбираемся, что такое игра для ребёнка.

Как формируется игровой навык и что происходит, если ребёнок «не доиграл»?

«Игра - сложный навык, который формируется долгие годы. Развивается, усложняется. Для малыша дошкольного нормальная игра это такой же параметр гармоничного развития как способность вовремя пойти или начать говорить.

Если ребёнок провел часть детства в неблагополучных условиях, как часто бывает у приёмных детей, то мы чаще наблюдаем, что он может отставать в развитии: ему сложнее даётся речь; он не умеет строить взаимоотношения; с трудом управляет эмоциями. Всё это необходимые условия для развития полноценного игрового навыка.

Для каждого возраста существуют свои условные нормы развития игры, что примерно должен уметь ребенок в определенном возрасте. Конечно, важно помнить, что все дети уникальны. И у всех темп развития. Такие нормы - это всего лишь ориентир, но не жёсткие правила.

Тем не менее, стоит обратить внимание, если игровые навыки не соответствуют возрасту. Например, ребёнок дошкольного возраста с трудом понимает, что такое действовать понарошку, когда другие ребята его возраста уже могут. Из-за этого не получается придумать себе роль, играть из выдуманной роли. Если игровой навык запаздывает, то ребенку нужна ваша помощь в его развитии.

-2
-3
-4
-5
-6

Для этого можно самим играть с ребенком дома. Также существуют специальные группы, в которых дети собираются и не учатся, а именно играют. Если есть возможность можно ходить с ребёнком в такие места, где он сможет общаться и играть с другими детьми его возраста (детские площадки, игровые центры, наконец, пойти в гости к сверстникам)».

Про плохую игру

Под плохой игрой обычно называют агрессивную игру, такую игру, где много разрушений.

Если ребенок часто играет именно в такие разрушительные игры, то, возможно, у него много напряжения, которое он, таким образом, выражает.

Возможно, ему сложно привыкнуть к изменениям в жизни: пошел в садик/школу, изменился состав семьи, переезд и т.д. Н

Не стоит полностью запрещать такую игру, но важно установить границы того, что допустимо для вашей семьи. Например, можно рвать бумагу, картон, попинать подушку, но нельзя ломать игрушки и рисовать на стенах.

Совсем здорово, когда родители дают легальную возможность выплеснуть эмоции. Это могут быть материалы, которые можно расходовать столько, сколько потребуется: пластилин, глину, бумагу, картон, а также игрушки, которые можно портить. Пусть эти вещи хранятся в специальной коробке, чтобы ребёнок точно знал, что с этими игрушками можно делать всё, что он хочет. В конечном итоге это помогает ему справляться с эмоциями, «вываливая» их на сторонние, причем разрешенные предметы, а не на вас или окружающих.

В Помогающем центре действует программа «Играем легко», где приёмные родители учатся играть со своими детьми. При поддержке опытных психологов родители и дети совместно разбирают особенности игр и прорабатывают коммуникативные сложности, развивают когнитивные функции. О наборе в новую группу мы расскажем в ближайшее время, также

Екатерина КОРОВКИНА

Детский и подростковый психолог Помогающего центра БФ «Здесь и сейчас»

Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое важное)

Следить за событиями
ВКонтакте
https://vk.com/deti_vokrug

В Телеграм https://t.me/hchereandnowru