Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Арт-детектив «Возвращение «Святого Луки» — наш ответ авантюрной комедии «Как украсть миллион»

Оглавление

Первая часть трилогии о полковнике Зорине оказалась замечательным почином в нескольких смыслах:

  • это одна из первых (и лучших!) ролей Владислава Дворжецкого;
  • это один из первых советских арт-детективов про аферу с похищением произведения искусства, да еще и основанный на реальных событиях (в том же году выйдет прекрасная «Кража» с Олегом Борисовым, снятая на давно зачахшей киностудии «Молдова-фильм»).

«В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят»

Министры культуры любят пафос, и Екатерина Фурцева — не исключение. Она тоже смотрела комедию «Как украсть миллион» с Одри Хепберн и решила, что подобное может случиться только в загнивающих европейских странах, но никак не у нас.

Екатерина Васильева и галерейный бизнес
Екатерина Васильева и галерейный бизнес

Хотя нет, в моем шуточном предположении нарушена хронология событий:

  • Февраль 1965 — поездка Фурцевой во Францию, посещение Лувра, фраза про невозможность грабежа советских музеев;
  • Март 1965 — кража картины Франса Хальса «Святой Лука» из Пушкинского музея;
  • 1966 — Фурцева и миллионы зрителей по всему миру смотрят романтический фильм Уильяма Уайлера «Как украсть миллион», только что вышедший на экраны.

Герои и антигерои

В «Возвращении «Святого Луки» любовная линия, конечно, тоже присутствует — даже не просто линия, а самый настоящий любовный треугольник, но ключевой здесь является все-таки история с ограблением и разоблачением. И участники этой партии не менее колоритные, чем в голливудском аналоге:

Товарищ Зорин, свой всегда, везде и со всеми
Товарищ Зорин, свой всегда, везде и со всеми

👮 милиционер Зорин — Всеволод Санаев в избитом образе «интеллигента из народа», который общается на равных и со слесарями, и с кандидатами искусствоведения (похожего Санаева мы видели неоднократно, например, в «Печках-лавочках» Шукшина);

Стрельба глазами. Самая, пожалуй, драматичная арт-кража в истории советского кино
Стрельба глазами. Самая, пожалуй, драматичная арт-кража в истории советского кино

😎 беглый каторжник рецидивист Граф — Владислав Дворжецкий, самый выразительный и запоминающийся — вместе с Хлудовым из «Бега», пилотом из «Соляриса», даже ученым-биологом из «Открытой книги»;

Типичный Самохвалов, традиционное для прекрасного актера Басилашвили амплуа
Типичный Самохвалов, традиционное для прекрасного актера Басилашвили амплуа

🤓 спекулянт Лоскутов — Олег Басилашвили в амплуа человека с двойным дном, воплотивший сомнения и метания очень многих представителей интеллигентской среды, готовый от мелких спекуляций перейти чему-нибудь более кровожадному;

и многие другие, включая очаровательную Екатерину Васильеву и дежурного американца советского кино Павла Буткевича. Заметим, что ни одного подобного персонажа в фильме Уильяма Уайлера и в помине не было: там все веселые, позитивные, поверхностные, слишком комедийные, без глубины и нюансов, почти лишенные какого бы то ни было социального контекста и противоречий.

Пространственные аналогии

Пока герои фильма «Как украсть миллион» обсуждают свою аферу в буржуазных ресторанах, советские воры устраивают переговоры не где-нибудь, а в бассейне «Москва», разместившемся на площадке Храма Христа Спасителя и неосуществленного Дворца Советов.

Преступники встречаются в знаковом, намоленном месте - в раздевалке бассейна "Москва". Теперь там храм.
Преступники встречаются в знаковом, намоленном месте - в раздевалке бассейна "Москва". Теперь там храм.

Главное, что связывает между собой «Как украсть миллион» и «Возвращение «Святого Луки», — это сцена ограбления. Ночь, опустевший музей, Граф-Дворжецкий прячется за статуей, потом притворяется рабочим, чтобы благополучно выйти из здания, — точно так же Одри Хепберн вместе с Питером О’Тулом скрывались в подсобке, а потом Одри даже пришлось переодеться в уборщицу, чтобы никто ничего не заподозрил.

"Возвращение "Святого Луки". Грабитель прячется, потом притворяется сотрудником бригады монтеров, чтобы покинуть музей.
"Возвращение "Святого Луки". Грабитель прячется, потом притворяется сотрудником бригады монтеров, чтобы покинуть музей.
"Как украсть миллион". Грабитель прячется, потом притворяется сотрудником службы клининга, чтобы выйти из здания.
"Как украсть миллион". Грабитель прячется, потом притворяется сотрудником службы клининга, чтобы выйти из здания.

И тут можно было бы вспомнить и другой исконно парижский фильм — гораздо более французский, чем комедия Уайлера с голливудскими звездами. Речь идет о «Красном круге» Жан-Пьера Мельвиля с Ивом Монтаном, Аленом Делоном, Волонте, Бурвилем и др. Это еще одна история ограбления, тоже вышедшая в 1970 и тоже — в отличие от кинооткрыток Голливуда — наделенная драмой и смыслами.

(Кстати, Дворжецкий в своем образе Графа — это абсолютно мельвилевский типаж, которому вполне нашлось бы место где-то рядом с Волонте, Делоном или Лино Вентурой, игравших разочарованных и загнанных в угол (анти)героев 1960 — начала 1970-х.)

Граф как загнанный зверь. Обратной дороги нет.
Граф как загнанный зверь. Обратной дороги нет.
Судьба Янсена (как и его подельников Фогеля и Коре) из "Красного круга" заранее предопределена.
Судьба Янсена (как и его подельников Фогеля и Коре) из "Красного круга" заранее предопределена.

И в «Красном круге», и в «Возвращении «Святого Луки» есть такая сцена: пока герой-грабитель возится на месте преступления и никак не может покинуть здание, подельники ждут его в машине в темном переулке. Преступники нервничают, нервничает и зритель, переживает за ребят, как бы их не сцапала полиция.

И в этой амбивалентности, когда с одной стороны закон, но с другой — личные обстоятельства и логика развития событий, когда у преступника, даже осознавшего свое положение, нет иного пути, кроме следующего преступления, — и в этой предопределенности — огромная заслуга «Возвращения «Святого Луки», которая выводит эту картину с какого-то локального уровня на общечеловеческую величину.