Найти тему
Безнадёжный романтик

Когда сердце болит от любви. Какими бывают родители и какими становятся дети

Продолжаю слушать лекции о воспитании ребёнка. Сегодня хочу поделиться интересной информацией о том, как наше воспитание и отношение влияют на характер детей. 

Я, наконец, смогла правильно понять, как себя вести по отношению к ребёнку, чего мне не хватает в своём характере.

Существует классификация стилей родительского воспитания (психолог Дианы Баумринд):

Есть три типа семей. Предлагаю рассмотреть каждый.

Авторитарный тип:

Авторитарные родители (во всем контролируют ребёнка, ребёнку не даётся права выбора, его не спрашивают, варианты не предлагаются, общение на уровне ультиматумов, редко хвалят, делают много замечаний «я сказал, ты меня понял», нет эмоциональной поддержки). Получаются конфликтные дети, неуверенные в себе, характер вспыльчивый (постоянно вспыхивают), очень тревожные, мнительные, боится всего (знакомств, новых дел, создавать семьи), нет инициативы, нет воли. 

Обычно такие дети являются самыми примерными, часто отличниками, учатся и ведут себя прекрасно. Но на уровне подсознания они слышат всю жизнь «ты плохой», «ты опять нас огорчил», «опять у тебя не получилось». Так называемый опережающий удар. 

Родители при этом искренне думают, что желают добра. 

Способ, чтобы проверить, насколько мы авторитарны в отношении своих детей: на чистом листе бумаги с одной стороны записывать, сколько раз за день ребёнка похвалили, а с другой - сколько поругали, поддержали и выразили свою любовь.

На основании чего ребёнок будет наполняться любовью, если одни подзатыльники и щелчки? 

Несмотря на то, что чаще такие дети обладают талантами и хорошими способностями, они являются неудачниками. Однако таких детей обычно ставят в школе в пример за их послушание.

Родители говорят ему крупными буквами «ты неудачник» с восклицательным знаком, мы тебя очень любим, поэтому честно тебе об этом говорим. 

Часто такие дети, вступив во взрослую жизнь, оказываются неприспособленными к этой жизни, ничего не умеют.

Авторитарные родители, несмотря на то, что в их воспитании есть много хорошего, потеряли меру. Не дают ребёнку права на выбор и собственную жизнь.

-2

Снисходительные родители

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. 

Другая крайность: делай всё, что хочешь, он же маленький. Вырастешь, нахлебаешься трудностей, а пока ты маленький. Попустительский стиль. Ребёнок неуправляем.

Ребёнку нужны ориентиры: что «хорошо» и что «плохо», что «можно» и что «нельзя». Реакция снисходительных родителей бывает только в случае серьёзной ситуации («вон выходящей»): реакция резкая, сильная, вплоть до физического насилия. А дальше снова все разрешают.

Ребёнок не понимает: то все разрешают, то вдруг нападают. Ребёнок делает вывод: родители меня не любят, они любят себя и своё спокойствие. Дети начинают страдать. И будут делать что-нибудь такое, чтобы родители их заметили.

-3

Авторитетные родители 

Авторитетные родители - общительные, инициативные, доброжелательные дети. Это золотая середина в воспитании. Имеются тонкости в воспитании. Если сказали что-то, то дети должны обязательно исполнить (требовательные родители). Вместе посоветовались, как родители решили, значит, так оно и будет. Но не на уровне «я сказал», не на уровне плётки или ремня, а при этом объясняют, почему: вырабатывают у ребёнка его внутреннюю позицию. Чтобы у него поведение было осмысленное. Чтобы он не бессмысленно делал: сел, встал, отжался. А чтобы он понимал, для чего он это делает. И знал, что если не выполнить, будут последствия. Вырабатывается дисциплина.

Родители эмоционально поддерживают ребёнка, он чувствует, что его любят, его не обманывают. И когда родители говорят требовательно, они говорят с любовью, но при этом с болью (когда сердце болит от любви). 

Из воспоминаний Силуана Афонского:  когда я пришёл домой под утро, отец встретил меня и сказал: что было с тобой сегодня ночью? Болело сердце мое.

Детей такие слова пробирают сильнее, чем когда детей встречают с плёткой. Потому что когда видишь, как из-за тебя любимый человек страдает - это мучительно. А когда родитель превращается в зверя, это просто он сбрасывает эмоции. Нужно знать меру любви. Это про любовь во взаимоотношениях и ответ на то, почему часто нас дети не слышат. 

Авторитетные родители не мешают ребёнку вырабатывать самостоятельность. Но в результате ребёнок идёт сам, получается совершенно другой итог. 

Папино слово должно быть законом. Папа строгий, мудрый, требовательный, но справедливый, порой суровый. В таких семьях не нужны плетки, главное, чтобы был порядок и спокойствие во всем.

А маме разрешается быть снисходительной, нежной, слабой, той, которая может исподтишка ослабить наказание ребёнку, потому что знает, что папа уже переживает и кается. Она идёт не поперёк папы, а вместе с ним. Дети это чувствуют и становятся другими.

Ребёнок растёт спокойным, доброжелательным, не боится общаться. Не боится сам себя, потому что знает, что когда надо, родители его похвалят (не захваливают, а поощряют). Поощрение должно быть любовью, вниманием, а не подарками (откупиться и заниматься своими делами).

Ребёнок должен видеть перед собой образец послушания для того, чтобы стать самому послушным. Если он видит в семье, что мама бережёт папу, что мама его любит и мама его слушается, им гораздо легче стать послушным самим. Если мама пилит мужа, с чего дети будут слушаться?

Нужно начинать с себя. Работать над собой, ведь дети «отзеркаливаются» от нас…