Найти тему
Читающая семья

Другой Ренессанс в новые времена

Только что вышла из печати книга Пола Стратерна "Другой Ренессанс: от Коперника до Шекспира. как северный Ренессанс трансформировал мир"

Уже из названия понятно. что автор станет убеждать читателя, что не только к югу от Альп, но и к северу от них в то же самое время расцвел Ренессанс. Книга выходит в тот момент, когда многие историки пытаются расшатать привычную периодизацию исторических событий в Европе. недавно вышли раоты о том, что испанские арабы несомненно опередили европейцев в переоткрытии античных авторов и развитии их идей, а также книги о том, что темные века вовсе не такие уж темные.

И вот на фоне этих работ книга Стратерна очень классическая. Она не колеблет основы, а просто лишний раз напоминает, что фламандские художники, Эразм, Гутенберг, Парацельс, Тихо Браге, Коперник, Рабле, Монтень, Шекспир, наконец, вовсе не итальянцы.

Мы, на самом деле, это хорошо помним.

-2

Поэтому книга читается не как новое слово в истории, а как интересный сборник исторических биографий людей творивших одновременно с итальянцами к северу от Альп.

Мы узнаем, например, о Парацельсе немного иную информацию, чем та, которую вынесли из Борхеса. Этот профессор в фартуке и с мечом настаивал на том, чтобы читать лекции на немецком языке, а не на латыни. Его эмпирический, основанный на диагностике подход к медицине, революционный в то время, был столь же спорным, сколь и впечатляющим: его инаугурационная лекция в Базельском университете в 1526 году вызвала массовое бегство слушателей после того, как он поднял крышку на подносе с человеческими фекалиями.

«Если вы не хотите слушать тайны гниения, вы недостойны звания врачей», — крикнул он им вслед.

Или мы узнаем о том, что датский астроном Тихо Браге был не менее эксцентричен. Когда он не наносил на карту положение 777 звезд, он держал в своем огромном дворце и обсерватории лося, чье свободное перемещение по коридорам жилища астронома внезапно прервалось после того, как лось наткнулся на открытый чан с пивом и вслед за этим на головокружительную лестницу в подвал. Тем не менее можно увидеть в скрупулезных измерениях Браге и его протеже Иоганна Кеплера самые основы научной революции. Открытые ими законы движения планет впервые нанесли на карту наше движение вокруг Солнца.

В ряде мест книги Стратерн очень наблюдателен. Мы читаем, например, о картине Брейгеля 1567 года «Земля Кокейн», мифической стране изобилия, жителей которой художник изображает праздными и прожорливыми. Рассказывая о Телеме Франсуа Рабле, аббатстве, построенном гигантами из книги 1534 года «Гаргантюа», Стратерн замечает, что обитатели аббатства жили своей жизнью «по своей собственной воле и удовольствию». На острове Утопии Томаса Мора, идеального и одновременно невозможного острова, обычаи которого изложены в одноименном произведении 1516 года, они также выглядят весьма гротескными. Решение этих художников высмеивать преувеличенные, вымышленные места, а не реальные ситуации в их странах, говорит о политической нестабильности и опасности, в которой они работали. Правда Стратерн не объясняет описываемый им феномен.

Тем не менее познакомиться с историей северного Ренессансе через показанные под необычным ракурсом биографии великих деятелей 15-17 веков чрезвычайно интересно.