Только что вышла из печати книга Пола Стратерна "Другой Ренессанс: от Коперника до Шекспира. как северный Ренессанс трансформировал мир"
Уже из названия понятно. что автор станет убеждать читателя, что не только к югу от Альп, но и к северу от них в то же самое время расцвел Ренессанс. Книга выходит в тот момент, когда многие историки пытаются расшатать привычную периодизацию исторических событий в Европе. недавно вышли раоты о том, что испанские арабы несомненно опередили европейцев в переоткрытии античных авторов и развитии их идей, а также книги о том, что темные века вовсе не такие уж темные.
И вот на фоне этих работ книга Стратерна очень классическая. Она не колеблет основы, а просто лишний раз напоминает, что фламандские художники, Эразм, Гутенберг, Парацельс, Тихо Браге, Коперник, Рабле, Монтень, Шекспир, наконец, вовсе не итальянцы.
Мы, на самом деле, это хорошо помним.
Поэтому книга читается не как новое слово в истории, а как интересный сборник исторических биографий людей творивших одновременно с итальянцами к северу от Альп.
Мы узнаем, например, о Парацельсе немного иную информацию, чем та, которую вынесли из Борхеса. Этот профессор в фартуке и с мечом настаивал на том, чтобы читать лекции на немецком языке, а не на латыни. Его эмпирический, основанный на диагностике подход к медицине, революционный в то время, был столь же спорным, сколь и впечатляющим: его инаугурационная лекция в Базельском университете в 1526 году вызвала массовое бегство слушателей после того, как он поднял крышку на подносе с человеческими фекалиями.
«Если вы не хотите слушать тайны гниения, вы недостойны звания врачей», — крикнул он им вслед.
Или мы узнаем о том, что датский астроном Тихо Браге был не менее эксцентричен. Когда он не наносил на карту положение 777 звезд, он держал в своем огромном дворце и обсерватории лося, чье свободное перемещение по коридорам жилища астронома внезапно прервалось после того, как лось наткнулся на открытый чан с пивом и вслед за этим на головокружительную лестницу в подвал. Тем не менее можно увидеть в скрупулезных измерениях Браге и его протеже Иоганна Кеплера самые основы научной революции. Открытые ими законы движения планет впервые нанесли на карту наше движение вокруг Солнца.
В ряде мест книги Стратерн очень наблюдателен. Мы читаем, например, о картине Брейгеля 1567 года «Земля Кокейн», мифической стране изобилия, жителей которой художник изображает праздными и прожорливыми. Рассказывая о Телеме Франсуа Рабле, аббатстве, построенном гигантами из книги 1534 года «Гаргантюа», Стратерн замечает, что обитатели аббатства жили своей жизнью «по своей собственной воле и удовольствию». На острове Утопии Томаса Мора, идеального и одновременно невозможного острова, обычаи которого изложены в одноименном произведении 1516 года, они также выглядят весьма гротескными. Решение этих художников высмеивать преувеличенные, вымышленные места, а не реальные ситуации в их странах, говорит о политической нестабильности и опасности, в которой они работали. Правда Стратерн не объясняет описываемый им феномен.
Тем не менее познакомиться с историей северного Ренессансе через показанные под необычным ракурсом биографии великих деятелей 15-17 веков чрезвычайно интересно.