Совершенно очевидно, что есть авторы, которых невозможно экранизировать. Ну или не родился еще такой режиссер. Один из самых ярких примеров – «Парфюмер» Патрика Зюскинда. Мне вообще непонятно, зачем и для чего снят фильм о том, «что не оставляет следов в истории — летучем царстве запахов». Или, скажем, «Когда я умирала» Фолкнера и «Волхв» Джона Фаулза.
Так вот с Троппером получилась аналогичная ситуация. И ведь ничего сверхъестественного. Ни огромного количества персонажей, ни необходимости передавать ароматы через экран, ни мифологичности и связи времен. Семейная история, но написанная так, что шансов на удачу маловато.
Джонатан Троппер пишет романы, популярные во всем мире. Они переведены на 30 языков и имеют статус бестселлера. Я пока прочитала один, поговаривают, что лучший у автора.
📚Джонатан Троппер «Дальше живите сами»
Знаете, бывают такие книги, когда с первой страницы понятно – это твоё. Троппер – моё.
Это очень едко, метко, легко и смешно, несмотря на местами черный оттенок юмора и в общем-то, драматичный сюжет. Определенно, это книга НЕ ДЛЯ ВСЕХ. Не в том смысле, что для избранных, ценителей и прочее. Просто не каждый сможет принять такую позицию, такое отношение к жизни и смерти. Я этому учусь, и потому от романа в восторге. Прочитала залпом (а такое в последнее время случается не часто) и с желанием рекомендовать всем и каждому. Но потом поняла, что не всем и не каждому.
«Мать у нас, конечно, свое дело знает, в этом ей не откажешь. Но она не просто психотерапевт. Двадцать лет назад она написала книгу «Начнем с колыбели, или Как стать родителями без предрассудков». Книга стала бестселлером и превратила мать в знаменитейшего в стране специалиста по грамотному выращиванию детей.
Естественно, при такой родительнице мы - и я, и братья, и сестра выросли непоправимо испорченными».
Джонатан Троппер
В иудаизме есть такая традиция, как ШИВА.
Это 7 дней траура, которые распространяются на родственников умершего первой степени. Эти самые родственники сразу после похорон должны прийти домой и скорбеть особым образом – на низеньких стульчиках, или на полу. Всю неделю, кроме субботы им запрещено выходить из дома и разрешено ничего не делать, чтобы посвятить себя памяти об умершем.
Умер глава семьи Фоксманов. Его жена объявляет четверым взрослым детям, что предсмертным желанием их отца было то, чтобы они отсидели шиву. Казалось бы, ничего необычного, если ты член дружной еврейской семьи.
Но семья не очень-то верующая (мягко говоря) и не очень-то дружная. Впервые за несколько лет они собрались вместе исключительно ради похорон и теперь вынуждены «не поубивать друг друга», находясь столь долго (целых семь дней) под одной крышей.
Ох, чего тут только не было! Измены, дети, которые не получаются и дети, которые случаются в самый неожиданный момент жизни, ссоры, предательство, обиды, неожиданные признания, прощение и, конечно, любовь.
«Браки вообще имеют свойство разваливаться. Причин много, но никто, в сущности, не понимает, отчего это происходит. Мы поженились совсем молодыми. Возможно, в этом и была наша ошибка. В штате Нью-Йорк можно жениться раньше, чем тебе разрешат легально выпить рюмку текилы. Мы, конечно, знали, что дети в Африке голодают, а брак иногда кончается разводом. И то и другое было печально, но к нам никакого отношения не имело. Мы не сомневались, что у нас то все окажется иначе».
Джонатан Троппер
Это очень крутая семейная драма, написанная так, что слезы то от смеха, то от грусти. Как вообще роман с такой непростой и очень печальной темой получился таким ироничным и искрометным?
Ничего подобного я ранее не читала, поэтому и сравнить не с чем. Роман о жизни и смерти, и что самое главное - о том, что после смерти жизнь продолжается. По крайней мере, для тех, кто не умер.
Мое больное место – посмотреть экранизацию после чтения или прочитать книгу после фильма. Проделываю это фокус с завидной постоянностью)) Конечно, вдохновившись романом, который так меня поразил, чуть ли не в этот же день я включила кино.
🎬Дальше живите сами (2014)
This Is Where I Leave You
Знаю-знаю, что сравнивать фильм и книгу нельзя, это два совершенно самостоятельных произведения. Поэтому к сухим фактам:
- Неплохой подбор актеров (особенно порадовала Джейн Фонда в роли матери, по-моему, очень удался ей образ миссис Фоксман)
- Какую цель преследовал режиссер, меняя имена и фамилии персонажей, для меня осталось загадкой. Что бы что? Разозлить тех, кто читал роман?
«Если рассчитывать на брак длиной в пятьдесят лет, один неудачный год погоды не делает. Возможно, твой брак еще можно спасти. Но ты даже не узнаешь, есть такой шанс или нет, если будешь пестовать обиду, ненависть и гнев и вести себя так, словно весь мир обязан выплачивать тебе контрибуции».
Джонатан Троппер
- Практически все смешные сцены, моменты, диалоги – исключили из сценария. А те, что остались, выглядят глупо и нелепо, ибо не соответствуют тону снятого. То есть шутка есть, но в общем контексте смысл уже потерялся.
- Знаковые сцены, которые характеризуют героев – или убрали, или заменили смысл. Про то, что книгу сократили в несколько раз, можно и не говорить.
ИТОГО: На выходе получилась милая мелодрамка с парочкой моментов, где можно улыбнуться, о конфликтах внутри одной еврейской семьи, реализующая идею Троппера примерно на 15%. На один вечер вполне подойдет, но не более.
Никаких глубин и послевкусий не ждите.