#3. Разбор конкретных событий
В этой части хотелось бы рассмотреть вопросы, которые вызывают конкретные события, а также — мотивацию некоторых персонажей. Итак, начнём.
3.1. Какого хрена, Имир?
У меня очень много вопросов к Имир как персонажу. Начиная с того, о какой такой любви к королю Фрицу может идти речь?
Да, я знаю, что существует такое понятие как стокгольмский синдром. Но вот это всё — «Имир 2000 лет любила Фрица и выполняла приказы его потомков», «Имир целых 2000 лет ждала Эрена, чтобы освободиться», «ой, нет, то есть решения Микасы ждала!» — не выглядит в моих глазах цельным сторителлингом.
Мне было бы намного проще понять мотивы Имир, если бы она, раненая и морально уничтожённая, заключила бы договор с Дьяволом земли, чтобы выжить и отомстить. Я бы поняла, если бы Имир попросила такую необычную способность — обращаться гигантом — потому что, ощутив себя маленькой, жалкой, несправедливо обиженной, хотела заставить Фрица пройти через то же самое: ощутить себя маленьким и жалким. Я бы поняла, если бы Имир, окончательно съехав с катушек, породила бы воинственную нацию, при виде которой все остальные народы срали бы дальше, чем видели... Я могла бы ещё долго продолжать эту мысль, но, пожалуй, я вступаю на слишком шаткую и субъективную почву.
И ещё: как понимать эту сцену, в которой Имир вылезла как классический «бог из машины» и восстановила Зика? Как это работает? Почему именно в этот момент Имир решила помочь Зику? Если Имир сочувствует потомкам, что ж она, например, не вылепила новое тело Эрену?
3.2. Почему Имир добровольно сдалась Райнеру и Бертольду?
Больше всего Имир хотела защитить Хисторию — и ради этого вступила в сговор с Райнером и Бертольдом. Здесь мотивацию Имир понять легко: да, она знала, что жизнь в Марли — не сахар, но она сделала ставку на марлийцев, так как верила, что они победят, а значит, лучше находиться на стороне победителей. Но как только Имир увидела, что Эрен обладает Координатой, то тут же изменила мнение и сделала ставку на победу элдийцев. Так какого чёрта Имир добровольно передаёт «Челюсти» марлийцам, если это несёт потенциальную угрозу элдийцам? И, соответственно, ставит под угрозу выживание Хистории?
У меня, конечно, есть теория, объясняющая этот странный финт ушами: скорее всего, Исаяма к тому моменту уже продумал нападение на Либерио и роль Челюстей в захвате Молотоборца, поэтому ему нужна была хоть какая-нибудь причина, по которой Имир оказалась бы по ту сторону океана. Но тот факт, что причину пришлось притягивать за уши, чести ему не делает.
3.3. Почему Гриша передал Эрену силу титана, если увидел в путях, что сотворит «будущий» Эрен?
В 121 главе Гриша, сразу после убийства королевской семьи, говорит Зику: «Сбудется не твоё желание, а желание Эрена». А потом просит остановить Эрена. Мило, конечно, но… получается, Гриша скинул ответственность на сына (которому сам же психику покорёжил), а потом отыскал маленького Эрена, вколол ему сыворотку и начал цикл, сказав сакральное «Если хочешь спасти Микасу и Армина…»
Чего? Каво?
Вероятно, Исаяма запутался в собственной хронологии — как объяснить это иначе, не знаю. В результате получилось то, что получилось. Грише можно смело вручать статуэтки «Батя года» и «Стратег года». Передать титанические силы младшему сыну, зная, что в будущем он разъебёт большую часть человечества, а потом попросить старшего сына как-то всё это разрулить — ну, а почему бы и нет.
3.4. Почему на Микасу подействовало стирание памяти?
Почему Эрен смог стереть память Микасы, если Аккерманам в принципе нельзя стереть память? Род Аккерман был практически уничтожен из-за этой особенности, но, оказывается, для главного героя законы не писаны. Нужно, чтобы Микаса забыла — ну, значит, забудет.
Видела в сети предположение, что стирание не действовало на Аккерманов, потому что они не элдийцы — и, мол, достаточно смешать кровь Аккерманов с элдийской, и всё «заработает». Но предположение противоречит канону — если Аккерманы «продукт исследования титанов», значит, в любом случае они должны быть генетически связаны с элдийцами. Также эту теорию опровергает и тот факт, что Микаса и Леви слышали обращение Эрена через «Пути» наравне со всеми элдийцами.
3.5. Зачем мутить воду со смертью Карлы?
Вообще, у меня много вопросов к мотивации Эрена, но сейчас хочу поговорить конкретно про смерть Карлы. У меня этот поворот сюжета вызвал не шок, а скорее недоумение — мол, да ладно, может, Эрен ещё и разбойников к дому Микасы подослал?
Хотя, если бы выяснилось, что Эрен повлиял на самого себя в детстве, чтобы спасти Микасу, это ещё смотрелось бы, ну, приемлемо. Стало бы понятнее, как импульсивному и бесхитростному ребёнку, который вырос в нормальной семье и не мог справиться даже с парочкой уличных хулиганов, вдруг удалось с такой лёгкостью завалить двух взрослых.
Но вернёмся к теме смерти Карлы и заигрываний со временем. Здесь хотелось бы сравнить АТ с немецким сериалом «Тьма», так как в нём есть похожий сюжетный поворот. Если вы не смотрели — обязательно посмотрите, это отличная история с потрясающе проработанным сюжетом. К тому же, «Тьма» немного напоминает АТ — запутанностью, количеством загадок и наличием временной петли. А ещё и там, и там главный герой — нервный немецкий мальчик.
Дальше — уж простите — мне придётся пересказать большую часть сюжета «Тьмы». Если планируете ознакомиться с сериалом и не хотите словить спойлеры — не читайте дальше статью.
Отправной точкой сериала «Тьма» становится момент, когда главный герой — обычный немецкий школьник Йонас — пытается справиться с тем, что его отец, Михаэль, совершил самоубийство. Йонас был настолько шокирован, что некоторое время провёл в психиатрической лечебнице. Тем временем, в городе начинает происходить что-то странное. Йонас, едва оправившись и вернувшись к обычной жизни, попадает в гущу событий — узнаёт о существовании червоточины в окрестностях города, позволяющей путешествовать во времени, а также — о культе «Sic Mundus», который бросил вызов самому понятию «время».
Получив возможность отправиться в конкретный момент времени, Йонас отправляется в тот самый день, когда его отец должен совершить самоубийство. Но, встретившись с отцом, Йонас узнаёт, что тот и не думал ни о чём подобном — и выясняется, что к этому роковому шагу отца подтолкнул именно «Йонас-из-будущего». И этот сюжетный поворот — эмоциональный до разрыва аорты — легко и логично вписывается в лор. Он ничему не противоречит и не вызывает вопросов — наоборот, многое проясняется. Например, то, что отец на самом деле очень любил Йонаса — настолько, что полез ради него в петлю. А Йонас, тем временем, с ужасом осознаёт — пытаясь изменить будущее, он лишь выполняет все условия, чтобы события пришли в предопределённую точку. Йонас осознаёт, что он — всего лишь раб времени.
В итоге, сюжет «Тьмы» решает «парадокс дедушки» одним из описанных выше способов — тем, что «путешественник никак не меняет временной поток и не управляет ничьей судьбой».
Как говорится, всё познаётся в сравнении — и подобное сравнение АТ всё-таки не выдерживает. Тот факт, что именно будущий Эрен убил Карлу, не даёт сюжету завершенности и цельности, а наоборот, вызывает множество неудобных вопросов. В «Тьме» есть множество персонажей, которые отчаянно хотели спасти и защитить близких — но лишь запускали цепь событий, приводивших к трагедии. А Эрен ничего не хотел изменить, он намеренно направил титана к дому матери. Почему? Знал ли Эрен наверняка, как именно смерть Карлы изменит будущее? Что, неужели стремление Эрена обрести свободу и вступить в разведотряд закончилось бы, останься Карла жива? Если Эрен знал, как именно поменяется будущее, то сколько вообще версий будущего он смог просмотреть?
Поэтому, в конечном итоге, хладнокровное решение Эрена убить собственную мать выглядит как «неожиданный поворот» просто ради «неожиданного поворота».
Также почитать статью можно здесь : )