Найти в Дзене

Концовка Атаки титанов: вопросы без ответов (часть 2)

#2. Заигрывания со временем То, что Исаяма будет использовать в сюжете тематику манипуляций со временем или даже временную петлю, было очевидно с самой первой главы манги, где Эрен видит во сне будущую Микасу — с короткой стрижкой и шрамом. Так что, временная петля вполне укладывается в лор АТ, но конечная реализация выглядит слабо. Путешествие во времени — распространённый приём в научно-фантастической литературе и кино, который неизбежно упирается фундаментальную проблему: нарушение причинно-следственных связей, так называемый «парадокс дедушки». Предполагаемый путешественник во времени может вернуться в прошлое и застрелить там своего предка. Но в таком случае и он сам должен исчезнуть. А если его не будет, кто тогда убивает дедушку? Конечно, в АТ никто напрямую не путешествует во времени — но Эрен может «вторгаться» в прошлое и влиять на решения других персонажей, например, своего отца, а значит, оказывает на временной поток такое же влияние, как путешественник во времени. Итак, дл

#2. Заигрывания со временем

То, что Исаяма будет использовать в сюжете тематику манипуляций со временем или даже временную петлю, было очевидно с самой первой главы манги, где Эрен видит во сне будущую Микасу — с короткой стрижкой и шрамом. Так что, временная петля вполне укладывается в лор АТ, но конечная реализация выглядит слабо.

Путешествие во времени — распространённый приём в научно-фантастической литературе и кино, который неизбежно упирается фундаментальную проблему: нарушение причинно-следственных связей, так называемый «парадокс дедушки». Предполагаемый путешественник во времени может вернуться в прошлое и застрелить там своего предка. Но в таком случае и он сам должен исчезнуть. А если его не будет, кто тогда убивает дедушку?

Конечно, в АТ никто напрямую не путешествует во времени — но Эрен может «вторгаться» в прошлое и влиять на решения других персонажей, например, своего отца, а значит, оказывает на временной поток такое же влияние, как путешественник во времени.

Итак, для решения парадокса существуют разные подходы.

Вариант первый: альтернативные реальности

К примеру, именно таким образом решают парадокс в фильме «Мстители: Финал». Изменение будущего возможно, но каждое воздействие на временной поток создаёт альтернативную реальность. Вероятно, в последний момент Исаяма решил поставить сюжет АТ именно на эти рельсы — мол, есть альтернативная реальность, в которой Эрен и Микаса просто сбежали и прожили оставшиеся 4 года вместе, а ещё есть реальность, в которой Эрен затоптал большую часть человечества. О том, какие детали сюжета ломают эту концепцию, — чуть дальше.

Вариант второй: неспособность изменить ход истории

В этом случае путешественник никак не меняет временной поток и не управляет ничьей судьбой. Изменив что-то в прошлом, он просто поспособствует единственному возможному будущему. Все события уже случились, а временные петли существуют сами по себе. Этот подход также называют принципом самосогласованности Новикова.

Если честно, именно этот вариант я ожидала увидеть в АТ. Такой размах трагедии соответствовал бы духу АТ: вот он, наш главный герой, Эрен Йегер — тот, кто стремился к свободе, тот, кто осознал, что является рабом…предопределённости. Рабом судьбы.

Но Исаяма то ли передумал в самый последний момент, то ли попытался усидеть на двух стульях — вроде бы будущее предопределено, а вроде бы нет и всё зависело от решения Микасы…

Исаяме даже приходится выкатывать «объясняющий всё» финальный диалог Эрена и Армина — мало того, что он вызывает неловкое чувство стыда за каждое слово персонажей, так там ещё и звучит топорный, прямой вопрос от Армина «Почему?», а Эрен такой — потому что каланхоэ, блядь не знаю.

«Я не знаю, но вот так захотелось» — ответы, которые мы заслужили
«Я не знаю, но вот так захотелось» — ответы, которые мы заслужили

Конечно, помимо приведённых выше вариантов, есть и другие способы работы с парадоксом. Например, довести его до крайности, как в рассказе Роберта Хайнлайна «Все вы зомби» (возможно, вы не слышали про рассказ, но точно слышали про снятый по его мотивам фильм «Патруль времени»).

Далее — цитата с Википедии, краткое описание сюжета:

Главным героем в рассказе выступает девушка, которую соблазнил незнакомец. Через девять месяцев она родит ребёнка, причем врачи выясняют, что она гермафродит, и удаляют женский комплект органов. После этого главный герой — теперь мужчина — завербовывается в службу патруля времени. Сначала он отправляется в прошлое, где соблазняет некую девушку (которая и является им самим в прошлом). Отправившись на девять месяцев вперёд, он похищает ребёнка и отправляется в далёкое прошлое, где оставляет в приюте похищенного ребёнка, из которого потом вырастет он сам. Таким образом, получается, что человек сотворил самого себя из ничего.
Рассказ заканчивается, когда главный герой, ложась в кровать на заслуженный отдых, он смотрит на шрам, оставшийся от кесарева сечения после рождения дочери, отца, матери, и всей истории. Он думает: «Я знаю, откуда я пришёл, но откуда пришли все вы, зомби?»

Рассказ, хоть и оставляет множество вопросов, сам по себе цельный. Мы проследили всю цепь событий, от самого начала до конца — как уроборос, змею, кусающую свой хвост, — и задаёмся вопросом «Как это всё вообще так сложилось?». Что, чёрт возьми, было первым, курица или яйцо? Оставить читателя наедине с этим фундаментальным вопросом — пример хорошей открытой концовки.

Но в АТ, опять же, и этого нет. Мы не можем проследить чёткую цепь событий, не споткнувшись. Мы не можем нащупать чёткую петлю — концовка сбивает с толку, и всё.

Ещё смешнее становится, когда вспоминаешь, что суть титанов — некий паразит. Простите, а как это работает? Каким образом паразит, слившийся с человеческим телом, дал вот такие мистические способности?

Нет, серьёзно, лучше бы это был Дьявол земли, про которого слагали сказки и мифы марлийцы… В следующей части я ещё вернусь к этой теме.

Также почитать статью можно здесь