Первый рабочий день пленарной недели начался со встречи с Министром науки и высшего образования Валерием Николаевичем Фальковым. Такие встречи с профильными комитетами ГД проводятся перед отчётом Председателя Правительства Российской Федерации, который должен состояться на следующей неделе.
В своем вступительном слове Иван Иванович Мельников, вице-спикер Госдумы отметил, что:
«Нужно думать о перспективах, о работе, которая ждёт нас в 2023 году и могу определенно сказать, что и Совет ГД, и Комитет по контролю будут обращать внимание на 2 основных момента: 1. Послание Президента Федеральному Собранию, в котором прозвучал ряд вполне определенных идей, которые касаются и образования и науки 2. Вы помните, что у нас проходили большие Парламентские слушания, которые знаменательны тем, что по итогу этих слушаний мы принимаем постановления ГД, такое постановление принято и на реализацию этого Постановления тоже нам нужно обратить особое внимание».
Валерий Николаевич Фальков отметил эффективное взаимодействие Минобрнауки и Комитета, подчеркнул, что большинство из сидящих в зале «всегда желанные гости в Министерстве и у всех у нас сложились хорошие отношения». Он остановился на 3 приоритетных моментах в реализации государственной политики в сфере высшего образования:
1️⃣Обновление системы высшего образования на новом этапе. Миноранауки уже активно ведет эту работу, и в ближайшее время на площадке Комитета состоятся обсуждения основных траснформационных тректорий.
2️⃣Контроль за летним отдыхом студентов.
3️⃣Интеграция системы высшего образования и науки 4-х новых регионов (практически на выходе Постановление Правительства, в котором все научно-образовательные организации будут переданы на федеральный уровень; определены их учредители, что позволит выделить госзадание и отработать все вопросы, связанные со стипендиями и иными социальными гарантиями);
Безусловно, приоритеты в трансформации системы высшего образования обозначил глава государства. Но! Это должны быть возможности, а не проблемы. В рамках новой системы высшего образования, по мнению Фалькова, должна быть возможность поступать и получать специализированное высшее образование и углублённое высшее образование, в том числе в магистратуре, бесплатно для выпускников не только бакалавриата, но и специалитета. Больше 600 тыс. людей смогут воспользоваться такой возможностью. Это те, кто получил высшее образование после 2012 года. Новая система высшего образования должна быть лучше адаптирована к потребностям рынка труда, к запросам экономики и в первую очередь должна учитывать конституционные права, свободы и законные интересы граждан РФ и иностранцев.
Задала Министру вопрос: «Есть необходимость более четкого согласования потребности рынка труда и структуры подготовки кадров в системе высшего образования. Спрос и предложение в регионах не всегда сбалансированы. Какие меры по устранению существующего дисбаланса планируются к реализации Министерством? Особенно в части межведомственного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти в части прогноза кадровой потребности?
💬Валерий Николаевич пояснил: «Работа с регионами – один из наших приоритетов. Мы постоянно совершенствуем систему распределения КЦП. И я хотел бы сказать, что у нас нет удовлетворения по этому направлению. Поэтому очевидно, что в рамках обновления системы высшего образования мы ещё раз вернемся к вопросу распределения КЦП, посмотрим, что здесь необходимо сделать. Голос регионов теперь уже в полной мере учитывается в распределении. Система распределения сделана таким образом, что там нет одного ответственного, а есть министерство, есть центр ответственности и, зачастую, профессиональные союзы и профессиональны сообщества. Есть регионы, которые по-своему видят, и есть университеты, которые, исходя из своих потребностей, отправляют запрос и, конечно, случаются определенные перекосы.
Последний год мы очень активно обсуждаем, что важно не просто дать всё, что просят регионы и университеты, важно, чтобы система высшего образования на региональном уровне и её запрос очень четко соотносились с тем, что делается в системе общего образования. Проще говоря – количество бюджетных мест с определенным перечнем ЕГЭ должно четко соотносится с тем, какое количество выпускников соответствующее ЕГЭ выбирает и соответствующее ЕГЭ сдает. При этом должна учитываться особенность, где все регионы делятся на 2 категории: регионы, где замкнутая система школьного и высшего образования - 90% школьников поступают внутри регионов, и проточные, когда регион со всей страны берет выпускников школ, и это, кстати, не только Москва и Санкт-Петербург, это и Новосибирск, Томск, Самара, Екатеринбург и тд. И это тоже накладывает свою специфику. Вот в этом направлении мы будем совершенствовать работу, связанную с распределением КЦП. В завершении, то что касается региональной политики, коллеги, обращаю ваше внимание, мы очень многое сделали для того, чтобы и руководители регионов – губернаторы, главы и их профильные заместители погружались в проблематику высшего образования и науки. У нас есть большая программа «Приоритет 2030» - сегодня приезжают эту программу защищать 30% вузов вместе с губернаторами или профильными заместителями. Если вы посмотрите на условия этой программы, мало кто на это обращает внимание, ректор университета, участвующего в программе, один раз в год должен дать публичный отчет по ее реализации на заседании представительного органа госвласти субъекта, а это непростая история, к ней надо готовиться, надо четко объяснить, зачем туда ты пошел и что ты для региона делаешь. Это к вопросу о том, что региональная повестка и дальше будет учитываться. Если есть предложения» - завершил Валерий Николаевич.
#наукаивысшееобразование #КЦП