Внешняя политика России в период правления Петра I
Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Россия в этот период являлась далеко не передовой державой Европы. Французский историк К. Грюнвальд так оценивает престиж тогдашнего русского государства: «До Петра I о России судили как о стране наиболее отсталой в Европе. Об успехах русских в области военной, административной и даже в общей культуре не знал никто. Полагали, что Россия полностью находится под влиянием фанатичного, нетерпимого духовенства и невежественного, жадного, расточительного дворянства. Очень редко можно было увидеть в иностранных столицах русских; облаченные в долгополые кафтаны азиатского покроя и в высокие шапки, они вызывали насмешки толпы»[1]. Петр I унаследовал от XVII века две сложнейшие проблемы: турецкую и шведскую[2]. Во второй половине XVII в. Россия, в силу целого ряда причин, была поставлена перед необходимостью тесной интеграции со странами Западной Европы. Однако в силу своего географического положения Россия была отрезана от Запада. Невозможность установления экономических и культурных контактов с передовыми странами Европы обрекали страну на изоляцию и застой. Разрешение и той и другой проблемы означало выход к морю, в первом случае — к Черному, во втором — к Балтийскому.
1.1. Южное направление внешней политики России
Борьбу за выход к морю, Петр I решил с войны против Османской империи. Основными причинами выбора южного направления были защита южных границ России от набегов крымских татар, выход к морю, укрепление положения на украинских землях.
Военные столкновения Москвы с Турцией и Крымом началась ещё в 1670-х годах. Россия участвовала в ней как один из членов широкой христианской коалиции, включавшей ряд сильных европейских держав. 20 января 1695 года служилым людям официально приказали собираться под началом боярина Б. П. Шереметева в поход на Крым. Традиционное крымское направление похода слупило лишь прикрытием для подготовки и нанесения удара по самим туркам, вернее по их крепости в устье Дона — Азову. По-турецки она называлась Саад-уль-Ислам, что означает Оплот Ислама. Вот этот-то «оплот» и решил сокрушить Петр[3].
Взятие Азова давало России выход в Азовское море, предоставляло возможность построить морской флот и создать крепкий исходный пункт для дальнейших действий против Крыма и Турции. Войска Петра I (около 30 000 чел.), несмотря на исключительную храбрость и упорство, проявленные ими при осаде Азова, не смогли его взять, так как были плохо вооружены и обучены. Кроме того, турецкий гарнизон непрерывно получал помощь с моря от своего флота, и русские, не имея флота, не могли этому воспрепятствовать[4].
Потерпев неудачу в первом походе на Азов, Петр I не отказался от приобретения выхода на Азовское море. На опыте предыдущего похода он убедился, что приморскую крепость Азов, обеспеченную подвозом снабжения и продовольствия с моря, одни сухопутные войска взять не смогут. Чтобы овладеть Азовом, нужен был флот, который смог бы заблокировать крепость и тем лишить осажденный гарнизон подкреплений и запасов, доставляемых морским путем. Азов был полностью блокирован. Атаки крымских войск, пытавшихся помешать осаде, были отбиты. Отражен был и натиск со стороны моря. После этого царь Петр 1 велел всем войскам готовиться к генеральному штурму. Но его не последовало. Лишенный поддержки гарнизон выбросил белый флаг и сдался 19 июля 1696 г.
Взятие Азова стало первой крупной победой России в войнах с Османской империей XVII в. Это был серьезный стратегический успех русских, поскольку Азов перестал служить северо-восточным оплотом имперских устремлений Турции[5].
В конце 1710 г. султан Ахмед III решился на новую войну с Россией. Он мобилизовал янычар и заключил российского посла П. А. Толстого в Семибашенный замок. Узнав о враждебных действиях турок, Петр I решил начать кампанию первым. К несчастью, поход был очень плохо подготовлен. Войска Петра потерпели поражение. Россия возвратила Турции Азов, дала обязательство разрушить Таганрог и другие свои крепости в приазовских землях[6].
В результате войн с Турцией Россия смогла отвоевать выход к Азовскому морю, но удержать его не смогла. Отсутствие надежных союзников и война на севере со Швецией не позволили укрепиться укрепится на побережьях Черного и Азовского морей. Русская дипломатия в неимоверно трудных условиях выдержала борьбу против страшной угрозы войны на два фронта. Пришлось, правда, пойти на уступки и жертвы. Но главное удалось достичь: в конце концов были созданы условия для завершения Северной войны.[7]
1.2. Северное направление внешней политики России
После победы русских войск под Азовом Петр I понимал, что для укрепления на захваченных у Турции территорий требуются союзники. Это и стало одной из основных причин создания «Великого посольства в Европу». Союзников для войны со Стамбулом Петр не нашел. Это исключало возможность для России продолжения войны с Турцией, однако в этих условиях можно было начать войну за выход к Балтийскому морю, ибо Швеция в сложившейся обстановке не могла рассчитывать на поддержку ни одной из крупных стран Европы. Россия решила попытаться привлечь на свою сторону Польшу и Данию, у которых были серьёзные противоречия со Швецией в Прибалтике. Союз был заключен в 1699 году[8]. После этого Петр двинул войска к Нарве, рассчитывая на союзников - Саксонию и Данию. Однако шведский король Карл ХII высадил под Копенгагеном десант в августе 1700 г. Вынудил Данию заключить со Швецией мир. Освободившись 12 тыс. солдат Карл ХII срочно перебросил к Нарве, осажденной к этому времени 34-тысячной армией Петра. 19 ноября шведы внезапно атаковали русские войска и добились победы. Поражение под Нарвой обнаружило отсталость России как в экономическом, так и в военном отношении.
Блестящая Полтавская «виктория» сразу перевернула всю политическую обстановку. Война, которую вела Россия с Швецией в союзе с давнишними противниками этой державы, сразу превратилась в войну общеевропейскую. Все хотели теперь получить свою долю в наследии разваливавшегося государства. Вместе с тем остро ставился вопрос и о сохранении при этом принципа европейского равновесия. В Польше был немедленно восстановлен Август II, Дания опять присоединилась к антишведской коалиции, а в 1714 г. в войну вступила и Пруссия (Бранденбург). С Ганновером был заключен договор, гарантировавший доброжелательный нейтралитет. Наоборот, торговые державы Англия и Голландия были заинтересованы в том, чтобы не допускать в Прибалтике усиления России, которое грозило их торговле. Обе державы стремились путем дипломатических интриг расстроить расширение антишведской коалиции. Франция, занятая войной за испанское наследство, не могла активно вмешаться в дела Северной Европы; тем не менее, пытаясь не допустить разгрома Швеции и усиления влияния России и Речи Посполитой, она побуждала к выступлению Турцию, которая и без того была встревожена победами русского оружия.
В результате долгих и трудных переговоров 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский договор. Между Россией и Швецией устанавливался «вечный, истинный и ненарушимый мир на земле и воде». Швеция уступила Петру и его преемникам в полное, неотрицаемое, вечное владение и собственность завоеванные русским оружием Ингерманландию, часть Карелии, всю Эстляндию и Лифляндию с городами Рига, Ревель, Дерпт, Нарва, Выборг, Кексгольм, островами Эзель и Даго.
Ништадтский мирный договор явился главным дипломатическим документом царствования Петра Великого, главным достижением его внешней политики. Это был не только успешный итог тяжелой и долгой войны. Ништадтский мир — признание плодотворности тяжких усилий всего русского народа, великий успех преобразовательной деятельности Петра[9].
[1] Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - Москва: Издательство «Международные отношения», 1984. – с. 17
[2] История дипломатии. Т. 1 / Сост.: Бахрушин С.В., Ефимов А.В., Косминский Е.А., Нарочницкий А.Л., Сергеев В.С., Сказкин С.Д., Тарле Е.В., Хвостов В.М.; Под ред.: Потемкин В.П. - М.: Соцэкгиз, 1941. - с. 271
[3] Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - Москва: Издательство «Международные отношения», 1984. – с. 37
[4] Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948. – с. 42
[5] Шефов Н.А. Битвы России. – М.: АСТ МОСКВА, 2006. – с. 15
[6] Михайлов А. А. Первый бросок на юг. — М.: «ACT СПб.: «Северо-Запад Пресс», 2003. – с. 103
[7] Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - Москва: Издательство «Международные отношения», 1984. – с. 194
[8] Керсновский А. А. История русской армии. — М.: Эксмо, 2006. — с. 34
[9] Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - Москва: Издательство «Международные отношения», 1984. – с. 259