Найти в Дзене
Дневник М и Ко

Могли бы педагоги-практики качественно управлять образованием?

Мысль такая есть, которая наверняка приходила в голову многим, кто отдал годы жизни на поприще российского образования. Как вы знаете, много у нас сегодня недостатков в действующей системе образования. Любой практикующий педагог легко составит целый список. А ведь кажется, что многое можно исправить. Просто почему-то те, кто имеет на это возможность, не видят элементарные вещи. Не видят или не хотят? Риторический вопрос. Но что было бы, если бы ответственные должности в системе образования занимали те, кто познал эту систему с самого дна? Съел собаку, сгрыз пуд соли, слизал гранитный куб. Что было бы, если бы решения принимали те, кто действительно работал в этой системе (чьи факты жизни не нужно было бы выдумывать и вписывать в Википедию)? Можно просто пофантазировать Собрались, значит, представители профессии: и т.д. Еще человек 15. И устроили они своеобразную "Учительскую", в которой бы были свои "секции", отвечающие за работу по конкретным направлениям. В этой "Учительской" р
Оглавление

Мысль такая есть, которая наверняка приходила в голову многим, кто отдал годы жизни на поприще российского образования.

Как вы знаете, много у нас сегодня недостатков в действующей системе образования. Любой практикующий педагог легко составит целый список.

А ведь кажется, что многое можно исправить. Просто почему-то те, кто имеет на это возможность, не видят элементарные вещи. Не видят или не хотят? Риторический вопрос.

Но что было бы, если бы ответственные должности в системе образования занимали те, кто познал эту систему с самого дна? Съел собаку, сгрыз пуд соли, слизал гранитный куб.

Что было бы, если бы решения принимали те, кто действительно работал в этой системе (чьи факты жизни не нужно было бы выдумывать и вписывать в Википедию)?

Можно просто пофантазировать

Собрались, значит, представители профессии:

  • обычная деревенская учительница маленькой начальной школы. Стаж работы - 25 лет.
  • учитель физики из самой обычной школы. Стаж работы 30 лет.
  • завуч из большой школы, которая начинала обычным учителем начальных классов.
  • преподаватель из университета системы "на крайний случай, если никуда не поступлю".
  • директор сельской школы.
  • директор лицея из большого города.
  • воспитатель. Стаж работы 20 лет.

и т.д. Еще человек 15.

И устроили они своеобразную "Учительскую", в которой бы были свои "секции", отвечающие за работу по конкретным направлениям.

В этой "Учительской" решались бы все вопросы - от: "Вводить ли школьникам значки" до: "В какой форме лучше сдавать выпускные экзамены".

Все эти вопросы рассматривались бы не "теоретически", а на основе обычного житейского педагогического опыта, который является своеобразным кладезем. И этот кладезь нельзя "оформить дипломами и званиями", его можно только заработать.

И весь смысл такой "Учительской" был бы в том, что она состояла бы из всех непосредственных участников образовательного процесса. Не из каких-то "карьеристов", не из "победителей", не из "политических". Там были бы только те, кто всё видел своими глазами, но при этом нес тяжелый груз ответственности, не перекладывая его на плечи других.

- Товарищи! У нас на повестке важный вопрос. Почему у нас в такой-то губернии и в такой-то волости лютый дефицит педагогов?

- Начнем с того, что мы получили реальные данные по количеству специалистов. А про дефицит учителей нам расскажет наш Нестор Петрович, который в своей школе вел семь предметов, чтобы не портить статистику.

Но был бы толк?

И вот главный вопрос - могли бы непосредственные участники образовательного процесса быть руководителями самого высшего уровня?

Или может быть учителя и воспитатели должны работать, а кто-то со специальным образованием должен принимать решения и вообще управлять всей системой?

Две точки зрения.

Могу сказать свое мнение - я не знаю.

Попробовать в любой случае никто не даст.

В 90-е годы частенько в качестве этакой притчи приводили пример:

Идет рабочий по цеху. Навстречу ему новое начальство. Начальство просит рабочего:

- Покажи-ка мне тут производство! Теперь этот завод мой. Мне хочется увидеть чего тут и как.

А рабочий говорит:

- Это мой завод. Я на нем уже 35 лет отработал. Я тот, кто был один из первых со дня постройки этого завода.

Так чей завод?