Найти тему
2K подписчиков

Набросок плана для заседания литературного кружка БашИнкома по книге Оруэлла "1984"

Читал я книгу Оруэлла и думал, что люди моего поколения достаточно чётко поделились на две группы: одним страшно не повезло родиться и влачить жалкое существование в тоталитарном совке, колхозным трактором прогулявшимся по их судьбам, другим, наоборот, - посчастливилось жить, учиться и работать в великой социалистической Родине, называвшейся Советским Союзом. Первым можно от души посочувствовать, особенно тем, кто "переселился" в безнадёжно отсталую, унылую рашку. За вторых остаётся только порадоваться, потому что им вновь повезло и живут они в великой России - стремительно развивающейся державе, где для активного, деятельного человека открыта масса возможностей.

Читал я книгу Оруэлла и думал, что люди моего поколения достаточно чётко поделились на две группы: одним страшно не повезло родиться и влачить жалкое существование в тоталитарном совке, колхозным...

Но прочь лирику, потому что сегодня, 17 марта 2023 года, мы в БашИнкоме настроились говорить о серьёзных вещах, и вот вам план вступительной части.

1. "1984" как представитель западноевропейского канона. Канонизация - получение статуса законности, официальности. Установление системных отношений. Канонизация в языке и литературе как естественный процесс развития и искусственная канонизация в искусстве.
2. Жанр антиутопии. Роман Оруэлла в ряду антиутопических произведений.
3. Оруэлл о литературном процессе 30-40-х годов XX века, его специфике и отличии от предшествующей эпохи. В.И. Ленин о партийности в литературе.
4. Оруэлл в постсоветском российском каноне. Постсоветская идеология 90-х годов.

Боюсь, что обсуждение книги будет трудно вместить в отведённый час-полтора, поскольку оно невозможно без привлечения широкого пласта материалов, касающихся мировой истории. Даже если говорить только о политических тенденциях XX-XXI веков, можно уйти слишком далеко от художественного текста, уйти и не вернуться.

Совсем не представляю, как пойдёт обсуждение и к каким выводам мы придём, набросаю только некоторые моменты, которые показались мне любопытными для обсуждения.

1. Пугает, как известно, неизвестность. Простите за тавтологию. В книге Оруэлла 1949 года отразились страхи и разочарования левого марксиста. несомненно влияние "Слепящей тьмы" Артура Кёстнера, с которым Оруэлл дружил. Очевидны проекции на СССР и Сталина, но злую, безысходную судьбу автор предрекает именно англо-саксонскому миру, тенденции которого ему были известны.

2. "Не исключено, что следят за всеми круглосуточно". В современном мире это осуществилось. Если вспомнить скандал с Меркель - Большой Брат прослушивает прежде всего союзников.

3. Война есть мир, свобода есть рабство, незнание есть сила - оруэлловские формулы удивительным образом работают.

4. "Аппарат для написания романов" - нейросеть GPT-3.

5. "Именно из женщин получались самые фанатичные приверженцы Партии". Мужчины, трепещите!

6. Не знаю, как вы, а мне О’Брайен представлялся в образе Берии.

7. "Двухминутки ненависти" - наивный Оруэлл, телепропаганда, и не только она, работает круглые сутки. Просматриваю "Нью-Йорк таймс" практически ежедневно, задача издания - вызывать ненависть, сначала изгоем была только Россия, теперь добавился Китай. Но, если помните, враги и союзники могут неожиданно поменяться местами.

8. Прототипом Гольдштейна является Троцкий. У Оруэлла в книге особое понимание этой фигуры и её роли в Партии. Когда в 1940 году Троцкий был убит, Оруэлл недоумевал, как же теперь без отступника. С кем теперь будет бороться сталинская партия? Нельзя создавать мучеников.

9. Помыслокриминал - одна из проблем в привитой самоцензуре. Работал совсем недолго в питерском университетском СМИ. Один из моих начальников редактировал тексты по принципу "это должно понравиться ректору" и так облизывал его, что до сих пор противно.

10. Уинстон Смит обречён, он уже мертвец, будущего у него не может быть. По крайней мере, он так чувствует. Могла ли спасти его любовь к Джулии? Вряд ли. Единственные, у кого есть будущее, - это пролы. Замечательный символ жизни - поющая женщина-пролка.

11. Право человека на личную жизнь и право на одиночество. Для власти это опасно.

12. Переписывание прошлого и потеря памяти. история как палимпсест. Невероятно актуально для нашего времени. Кто контролирует прошлое, контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, контролирует прошлое. Фейки, редактирование фото- и кинохроники. "Товарищ Огилви" - можно создавать мёртвых людей.

13. Придерживаться двух противоположных мнений и верить, что истинны оба. Кухонные разговоры в СССР.

14. Язык как оружие власти. Новослов и крякоречь. Новослов на Украйне милой.

15. Читаю, и Оруэлл кажется нелюдимым, несчастным человеком. За что он так невзлюбил человечество? Такое ощущение, что всем полный капец. А может, наоборот, любил и хотел предупредить об опасности? Двоемыслие, однако. Вот и Уинстон писал: "Пока они не обретут самосознание, они не восстанут, а до тех пор, пока не восстанут, самосознания им не обрести". Каким бы ни был поручный круг, без действия - полное бездействие.

16. Вопрос о соотношении свободы и морали: "Всё, что свидетельствовало о развращённости нравов, наполняло его безумной надеждой". Границы как кандалы и путы. Нарушать правила и оставаться в живых. "Между целомудрием и идеологическим догматизмом связь самая прямая и непосредственная".

17. Почему люди мирятся с насилием? "Наиболее успешно Партия навязывает своё мировоззрение тем, кто не в силах его постичь". Вторжение во внутренний мир человека: сначала обесцениваются чувства, и это лишает людей возможности влиять на материальный мир.

18. Кастовость и вечная иерархия: высшие - средние - низшие, или номенклатура - рядовые партийцы - пролы. Книга Голдштейна. Коллективизм власти. Массы не восстают сами по себе, тем более из-за того, что их угнетают. на сознание широких масс достаточно воздействовать лишь в негативном ключе.

19. Цель власти - власть, а не общее благо. Как вам такое? Да, цинично. А вот ещё: Власть - это власть над людьми, главное - над их разумом.

20. Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижения. Чем слабее сопротивление, тем жёстче тирания. Это не я говорю, это герой книги Оруэлла.

Достаточно для обсуждения, иначе совсем испорчу вам настроение. Читайте хорошие книги и думайте самостоятельно. На самом деле жизнь совсем не такая, как у Оруэлла. Она прекрасна!