В этой статье я расскажу о том, как относиться к детским переживаниям и как помочь ребёнку пережить страдание.
Я мама 7-ми детей, и я каждый день сталкиваюсь с детскими переживаниями.
В разном возрасте дети по-разному реагируют на окружающий мир, по-разному переживают события, происходящие с ними и вокруг них. Но я выделила для себя универсальные правила реагирования и помощи детям в состоянии страдания.
Почему это важно?
Наши чувства - это большая ценность. Очень важно их проживать. Не игнорировать, не отрицать, не подавлять, а именно проживать, осознанно.
Вот несколько причин, чтобы понять, что обращать внимание на детские переживания важно:
- Эмоциональная сфера ребёнка очень чуткая и уязвимая. Её формирование происходит в тесном контакте с внешним миром. Реакции окружающих, особенно родителей, дают разрешение или запрет на выражение каких-то эмоций. «Не реви!», «Мальчики не плачут!», «Успокойся!» - такие отклики на переживания ребёнка в будущем могут создать установку «НЕ ЧУВСТВУЙ». Взрослому с такой установкой будет сложно разбираться в своих чувствах и желаниях, понимать и учитывать чувства других и, как следствие, строить отношения.
- Невротизация. Постоянное блокирование своих эмоций и переживаний создаёт сильное физическое напряжение. Все непрожитые эмоции «оседают» в теле в виде блоков и зажимов. Это создаёт физический дискомфорт, могут появиться нервные тики (моргание, покашливание), развиться психосоматические и даже серьёзные физиологические заболевания.
- Отношения между родителем и ребёнком – это довольно уязвимая сфера. Их нарушение, особенно в подростковом возрасте, являются частыми причинами обращения к психологу. И для родителей бывает неожиданным понимание того, что они сами методично шли к встрече с этими проблемами. И реакции на переживания ребёнка играют здесь далеко не последнюю роль.
Что мы делаем не так?
Многие из нас в детстве в ответ на свои переживания слышали:
«НЕ РЕВИ!»
«НЕ ОБРАЩАЙ ВНИМАНИЯ»
«ТЫ САМ ВИНОВАТ. НЕ НАДО БЫЛО…»
Так же мы говорим свои детям. И, сами того не осознавая,
ЗАПРЕЩАЕМ ЧУВСТВОВАТЬ,
УЧИМ ИГНОРИРОВАТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР,
ИСПЫТЫВАТЬ ВИНУ ЗА СВОИ ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Я хочу поделиться с вами тем, как я помогаю своим детям проживать страдание.
Вот простой алгоритм:
- Выслушайте переживание ребёнка и примите то, что с ним происходит. Не важно, правильно это или нет, кто прав, кто виноват. Следуйте из мысли, что ребёнок имеет право на чувства и уже проживает их.
- Посмотрите, что вы чувствуете в данный момент, какие мысли приходят. Какова ваша реакция. Если вы нашли в себе желание остановить этот рёв, отвлечь ребёнка, пристыдить, НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО. Дайте себе время, проживите свои чувства. Просто побудьте рядом с ребёнком.
- Когда будете готовы, дайте поддержку ребёнку: обнимите его, погладьте. На этом этапе, можно использовать ТЕХНИКУ ИЗ МЕТОДА ДПДГ: начните тихонько постукивать попеременно по правой и левой коленке или плечу ребёнка, если ему это комфортно. Так вы ускорите переработку переживания. Продолжайте это делать столько, сколько необходимо и комфортно ребёнку.
- Попробуйте поговорить с ребёнком. Задайте вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Чем ты расстроен?». Повторяйте за ребёнком его ответы: «Тебе обидно», «Ты расстроен». Если ребёнок молчит, а вы знаете, почему он расстроен, попробуйте озвучить его переживание в утвердительной форме: «Ты ударился. Тебе больно», «Ты не получил того, чего хотел. Ты чувствуешь обиду», «Ты не смог прибежать первым. Ты расстроен». Не обсуждайте ситуацию, не давайте оценок и советов, если ребёнок не просит. Сейчас важно ПРОЖИТЬ ЧУВСТВА. Когда страдание уйдёт, ребёнок расслабится и, возможно, захочет обсудить, что произошло.
Используйте этот алгоритм и для проживания собственных эмоций.
Мы не можем повернуть время вспять, но мы можем научиться сами проживать свои чувства и обучить этому детей.👩👦