Дьявола как воплощение зла, можно искать в различных языческих божествах. Перебирать самых жестоких богов, и определять их принадлежность к силам Тьмы. Однако Древняя Персия, вполне четко определила своего собственного Дьявола.
АНГРО-МАЙНЬЮ - «ЗЛОЙ ДУХ».
Эпитет его - «ненавистный».
Ахриман являлся самим злом в зороастризме. Он был божеством тьмы и всего отрицательного. Он был первоисточником зла. Именно поэтому его можно отнести к тому самом Дьяволу. Который противостоит свету, неся тьму.
Разделение на плохое и хорошее, породило две противоположности. Одна из которых – Тьма. И эта тьма должна быть уничтожена. А вторая – Свет. И из этого света выйдут те, кто победит тьму.
БОРЬБА БОГОВ
Ормузда добрый бог и олицетворение чистоты. Поэтому он противостоит Ахриману. Живет этот бог в своем мире блаженного света. Бог добра обладает самостоятельностью. В отличии от Ахримана. Который в свою очередь источник сил природы, когда она наносит вред. Воздействие Ахримана порождает болезни. Из-за злого духа приходит неурожайный сезон. Ахриман породил ядовитые растения и хищных зверей нападающих на людей.
Любые бедствия сводились у представителей зороастризма к Ахриману. Не важно физические это беды или духовные. Все духи зла, поклоняются и подчиняются этому верховному злу. Он повелевает мраком, он властитель смерти. И вот придет спаситель. Имя его – Саошьянт. Он придет на Землю, чтобы победить зло.
Древние тексты конечно не оставляют тьме никакого шанса. Ахриман со своими духами тьмы будет разбит. Мировая история будет окончена, праведники будут воскрешены. Но никакого веселья после такой победы ждать не приходится. Ведь после победных возгласов, человечество ждет суд.
СТРАШНЫЙ СУД
В конце веков, несколько спасителей будут вершить суд над представителями человечества. Все мертвые будут воскрешены и предстанут на этом суде. Всем предстоит пройти через испытания огнем. Дабы очиститься от зла. Праведники пройдут испытание спокойно. Купание в огне для них будет подобно купанию в парном молоке. А вот неправедным придется несладко. В них будет сгорать все зло и несовершенство. В итоге, и все нечестивцы сгорят в огне.
Только после этого, мир вернется к своему изначальному совершенству.
Благодаря такому четкому разделению на хорошее и плохое, Ахриман является совершенным злом. И в своем злодействе он идеален. А значит подходит на роль Дьявола. Ведь этот враг человечества тоже зло. Но Ахриман несамостоятелен. Он олицетворение отрицательного, как в дикой природе, так и в природе человека. Он не подбивает на бунт на Небесах, он не провоцирует на грехи, он не активен, не имеет личностных качеств как первобытный мрак.