Найти тему
АвиаОбоз

Экологичное авиатопливо не поможет быстро сделать авиаперелеты "чистыми"

United Airlines обратилась к способному рекламному агенту для новой кампании, рекламирующей экологические преимущества авиационного топлива, изготовленного из отходов - это Оскар Ворчун с "Улицы Сезам".

Фото: United Airlines
Фото: United Airlines

Но его циничное мировоззрение может идеально подходить для рекламной кампании по другой причине. Реальность такова, что полеты самолетов на SAF - экологичном авиатопливе, сталкиваются с большими препятствиями, и авиакомпания признала, что в настоящее время использует его менее 0,1% от общего потребляемого объема.

По данным Международного энергетического агентства, авиация производит более 2% глобальных выбросов углерода, связанных с энергетикой, и этот показатель будет расти по мере того, как все больше населения мира пользуются самолетами. Это одна из самых сложных отраслей для обезуглероживания, поскольку для перемещения на большие расстояния требуется очень энергоемкое топливо.

Оскар Ворчун - ведущий новой рекламной кампании United Airlines, рекламирующей экологические преимущества авиатоплива, изготовленного из отходов. Фото: RON ADAR/ZUMA PRESS
Оскар Ворчун - ведущий новой рекламной кампании United Airlines, рекламирующей экологические преимущества авиатоплива, изготовленного из отходов. Фото: RON ADAR/ZUMA PRESS

Многие авиакомпании и правительства рассматривают экологичное авиационное топливо, получаемое из биологических отходов, а не из сырого сырья, как способ уменьшить вклад авиации в глобальное потепление. Оно позволит сократить выбросы до 80% по сравнению с обычным авиатопливом. По крайней мере, 30 авиакомпаний пообещали использовать до 10% SAF к 2030 году.

Тем не менее, существует ряд проблем, связанных с его широким использованием.

Во-первых, экологически чистое авиатопливо, как правило, в два-четыре раза дороже обычного. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, стоимость авиатоплива во всем мире нестабильна, но по состоянию на 3 марта она составляла около $2,76 за галлон.

Ценообразование плохо регулируется, поскольку рынок очень мал, а соглашения о поставках носят конфиденциальный характер. Спрос со стороны авиакомпаний и их корпоративных клиентов уже высок, и любое поступающее на рынок авиационное топливо быстро раскупается, сказала Anastacia Davies, руководитель исследования BloombergNEF по возобновляемым видам топлива.

Прошлогодний закон о снижении инфляции может помочь в снижении расходов на SAF. Он установил две налоговые льготы на топливо, которые начинаются в 2023 и 2025 годах и истекают в 2024 и 2027 годах соответственно. Короткий срок действия налоговых льгот, вероятно, ограничит их влияние. Директор по экологичному развитию United Lauren Riley заявила, что авиакомпания лоббирует долгосрочные кредиты.

Вторая проблема, связанная с масштабированием производства SAF, заключается в вопросе, сколько сырья потребуется для замены обычного авиатоплива. По данным Международного энергетического агентства, в прошлом году авиакомпании потребили около 80 млн галлонов SAF, что составляет менее 1% от более чем 100 млрд галлонов, израсходованных для полетов самолетов в мире.

Прогноз глобального производства экологичного авиационного топлива
Прогноз глобального производства экологичного авиационного топлива

По прогнозам BloombergNEF, производство SAF вырастет примерно до 860 млн галлонов в 2023 году и 1,51 млрд в 2024 году по самым скромным оценкам. Финский нефтеперерабатывающий завод Neste является одним из крупнейших производителей SAF в мире с ожидаемой годовой производительностью около 515 млн галлонов к концу этого года.

Сегодня топливо в основном производится из таких культур, как соя и рапс, а также из использованных кулинарных масел и отходов животных жиров. Другим появляющимся сырьем являются твердые бытовые отходы, водоросли, древесина, спирт. По данным BloombergNEF, ежегодно в мире продается около 6 млн тонн использованного растительного масла и 27 млн тонн животных жиров, что покроет лишь около 5% потребления авиатоплива.

Еще одна сложность заключается в том, что биологическое сырье, используемое для производства SAF, также используется для производства других видов биотоплива для отраслей, которые трудно обезуглеродить, таких как возобновляемое дизельное топливо для дальнемагистральных грузовиков. Lauren Riley из United заявила, что конкуренция за сырье должна уменьшиться, поскольку другие отрасли находят более чистые альтернативы, такие как грузовики на аккумуляторах, заменяющие технику на двигателях внутреннего сгорания. “Я не думаю, что со временем диалог о сырье ухудшится”, - сказала она.

Стремление авиации к биотопливу может также отнять землю у производства продуктов питания. Чтобы избежать этого, многие авиакомпании заявляют, что покупают SAF из отходов или другого непищевого сырья. Тем не менее, Anastacia Davies из BloombergNEF сказала, что авиакомпании могут косвенно увеличить использование земель, если другие отрасли не будут следовать такой же политике.

Она сказала, что одним из потенциальных решений является выращивание фермерами большего количества покровных культур — не товарных культур, которые помогают улучшить состояние почвы, — что может увеличить количество сырья для производства топлива.

Другим решением является синтетическое топливо, разрабатываемое стартапами. В прошлом году Alaska Airlines и Microsoft Corp. подписали соглашение о помощи калифорнийскому стартапу Twelve Benefit в коммерциализации его электрохимического реактора, способного расщеплять углекислый газ на химические соединения, которые можно превращать в авиационное топливо.

Самолеты, работающие на аккумуляторах или водороде, являются двумя другими экологически чистыми альтернативами для авиакомпаний. Однако развитию аккумуляторного направления препятствует значительная масса батарей.

Плотность энергии водорода делает его более перспективным в качестве топлива для авиационных двигателей. Airbus работает над созданием самолета на водородном топливе, который планируется ввести в эксплуатацию к 2035 году. Однако перепроектирование самолетов для работы на водороде является сложной задачей и не поможет сделать "чистым" существующий парк самолетов, у которых остались еще годы или даже десятилетий службы.

Ну а в этом ролике Оскар Ворчун объясняет, где можно взять экологичное авиационное топливо

  • Чтобы включить русские субтитры необходимо: открыть видео в отдельном окне, нажать значок "настройка" внизу - затем "субтитры" - английский (создано автоматически) - перевести - выбрать "русский".

Источники: The Wall Street Journal

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале