Найти тему
МИР (Море История Россия)

Скупой платит дважды, или 20-летняя программа 1882-1902 годов.

Во многих статьях упоминается некая "А, что это вообще за 20 летняя программа? Начнем с философии.

Гордыня – грех смертный (вне зависимости от того, кто какой смысл в это слово вкладывает), ибо является прародителем многих бед человечества. Очень многие беды дореволюционной России проистекали именно из-за несовпадения амбиций правителей и реальных возможностей страны. Иллюстрацией может служить и история русско-японской войны и история Первой Мировой. Но речь идет не только о военной мощи, но и о экономической. Перейдем от обще-философских деклараций к конкретике.

Генерал А.Ф. Редигер (военный министр России в 1905—1909 гг.) в своих воспоминаниях (1917—1918) писал о кадровой политике в военном ведомстве того времени: «Во всё царствование императора Александра III военным министром был Ванновский, и во всё это время в военном ведомстве царил страшный застой. Чья это была вина, самого ли государя или Ванновского, я не знаю, но последствия этого застоя были ужасны. Людей неспособных и дряхлых не увольняли, назначения шли по старшинству, способные люди не выдвигались, а двигались по линии, утрачивали интерес к службе, инициативу и энергию, а когда они добирались до высших должностей, они уже мало отличались от окружающей массы посредственностей. Этой нелепой системой объясняется и ужасный состав начальствующих лиц, как к концу царствования Александра III, так и впоследствии, во время Японской войны».

Так это или нет? Объективно говоря, генерал не прав. Александр III исходил из реалий страны.

Стремление нового Александра III укрепить международное положение России заставило его обратить пристальное внимание на проблемы флота. Особое недовольство Александра III вызвало отсутствие целостной концепции строительства флота в военно' морской администрации. В ходе последовавших перестановок в Морском министерстве И.А. Шестакова назначают председателем кораблестроительного отдела Морского технического комитета, а в начале 1882 г. — управляющим Морским министерством. На этом посту вице-адмирал И.А. Шестаков участвовал в разработке 20-летней кораблестроительной программы океанского броненосного флота на 1883—1902 гг. и добился её утверждения. Эта программа предусматривала создание сбалансированного броненосного флота Постройка новых броненосных кораблей была строго запланирована по отдельным верфям: 21 единицу предстояло построить в России и три — за границей.

20 мая 1882 года Особое совещание при государе-императоре Александре II приняло 20-летнюю программу развития Кораблестроения, в соответствии с которой, предполагалось построить 18 броненосцев (из них, 8 на Черном море), 11 кораблей «корветного» и «фрегатного» типа, 100 миноносцев, и.т.д. Было расписано финансирование, но…

На эти планы наложились несколько факторов. Первый фактор, это удорожание и усложнение техники в связи с общим техническим прогрессом. Второй фактор - переоценка технических возможностей отечественной промышленности, в связи с чем, возникла необходимость закупки комплектующих за рубежом, что вело к резкому удорожанию строительства. (Впрочем, у зарубежных закупок была не только эта причина). Третий фактор, «нерациональное» использование средств.

Как следует из журнала совещания: созданная «…русским правительством программа, рассчитанная на 20 лет, через три года была пересмотрена из-за нехватки средств».

Как только в проект вмешивается бухгалтерия, на нем можно ставить крест. Технически выверенные, и без того «минимизированные» решения, попадают «под нож» финансистов («эффективных мэнэджэров»), которые, чаще всего, ничего не понимают в технике, но всегда находятся в фаворе у «начальства», потому, как гордо заявляют: «Я сэкономил денежные средствА!». Этот процесс имеет давнюю историю (и идея «44ФЗ» родилась не вчера). В результате, получается «продукт», который «уже мажется, но еще пахнет».

В общем, «программа» (и без того, скудная) была пересмотрена весной 1885 года в сторону сокращения. Черноморскому флоту «повезло», его программу просто «порезали», сократив число броненосцев с 8 до 6. Три из них уже строились

14 июня 1883 года в Николаеве началась постройка «Екатерины II»

25 июня 1883 года в Севастополе заложили «Синоп» и «Чесму» (строитель А.П.Торопов, тот самый, чья Торопова дача была). К сожалению, все три броненосца (из-за недостатка финансирования и ограниченных технических возможностей предприятий, превратились в долгострой.) А, все, что долго строится, стоит гораздо дороже). Кроме того, к моменту своего фактического вступления в строй, они уже не отвечали требованиям того времени. Правда, каждый из них имел не 4, а, 6 шт. 12 дм орудий, но орудий устаревших, 30-калиберных. К тому моменту, как броненосцы фактически вступили в строй (1889-1892), уже прошло два «поколения» орудий, и в 1891 году появились орудия стреляющие бездымным порохом.

Последний в этой серии «Георгий Победоносец», заложенный в 1889 году на освободившихся после «Чесмы» и «Синопа» стапелях РОПИТа, имел другие пушки (35-калиберные), которые к моменту ввода его в эксплуатацию (1893 год) тоже устарели. Они четыре броненосца устарели, до своего рождения. За счет чего "черноморцы" были "сильнее"? За счет дальности плавания. На выходе из Черного моря - Босфор, с прицелом на который эти броненосцы строились.

В Николаеве, на освободившихся после «Екатерины II» стапелях заложили «12 апостолов» (его строителем стал тот же А.А.Пещуров). «12 апостолов» тоже был плодом «экономии», но, экономии разумной.

Он имел меньшее водоизмещение и четыре (а, не шесть) 12 дм пушки, правда, они были теми же старыми 30-калиберными, под дымный порох. Кроме того 4 × 152-мм/35 орудий, малокалиберные орудия. Размещение артиллерии среднего калибра - крайне неудачное (бортовые казематы). Ее было откровенно мало. Но, что получилось, то получилось.

Броненосец был введен в эксплуатацию в октябре 1892 года, и, к этому моменту, тоже уже устаревал, но, все же он был лучше «балтийских мутантов», тоже порожденных «экономией». При этом, шла его "доводка" на ходу.

-2
-3

«1 мая 1893 года броненосец начал кампанию, 2-го вышел на рейд, а 4-го ушел в Ялту. 5 июня 1893 года на нем стал развеваться флаг командующего практической эскадры контр-адмирала И.М. Дикова. На корабле начались всесторонние испытания по специально составленному в МТК для кораблей первого и второго рангов обширному плану, по которому на Балтике уже испытывали крейсер «Память Азова», включавшему в себя комплексную проверку всех боевых элементов корабля с артиллерийскими и торпедными стрельбами.

После испытаний на корабле для усиления тяги в котлах и меньшего задымления марсовой площадки на 3,8 м удлинили дымовые трубы. В конце октября 1893 г. корабль планировали поставить в док для изменения шага и диаметра (до 6,5 м) винтов.

Но затем постановку отменили, мотивируя это тем, что на стапеле перед спуском корпус покрыли пятью слоями сурика и краски. Столь тщательная окраска дала свои положительные результаты, по мнению нового строителя броненосца корабельного инженера Аверина, «в сутки просачивалось только 10 ведер». В 1894 г. определили (правда, не в полном грузу) метацентрическую высоту. Она составила 0,86 м. В апреле-мае для усиления тяги в котлах на 3,8 м удлинили дымовые трубы.»

«Двенадцать апостолов» скромно прослужил свои девятнадцать лет, не поучаствовав ни в одном боевом походе. Единственная боевая операция, в которой участвовал броненосец — безуспешная попытка усмирения восставшего броненосца «Князь Потемкин Таврический» в июне 1905 года.

В апреле 1911 года выведен из боевого состава флота, разоружен и в 1912 году переоборудован в Блокшив №8. В 1926 году разобран на металл.

Да, Балтике повезло чуть меньше. По «корректировке» 1885 года начались «эксперименты» с сокращением артиллерийского вооружения. Родились «двузубые» броненосцы «Александр II» (заложен в июне 1885 года) и «Николай I» (заложен в июне 1886 года). Правда, построили их быстрее, и в 1889 году оба броненосца вступи в строй. Зато, в 1888 году на Балтике заложили «недоброненосец» «Гангут» с ОДНИМ орудием главного калибра (вступил в строй в 1892 году). Концепция сокращения количества орудий главного калибра при том, что скорострельность орудий и без того мизерная (один выстрел в 2 минуты), это явный маразм. Концепция «таранного броненосца» построенная на единичном случае использования тарана, такая же тупиковая ветка развития, как использование мортир в береговой артиллерии. Один единственный случай случайного попадания в палубу турецкого броненосца, привел к появлению целого класса береговой артиллерии и к появлению целого класса бронепалубных кораблей. В реальности, если трезво подойти к концепции такой стрельбы, вероятность такого попадания стремится к нулю. К сожалению, следует признать, что решения по развитию флота принимали не специалисты, а, администраторы.

Несмотря на «экономию» Главное Управление Кораблестроения и Снабжений к 1890 г. сильно отстало почти по всем типам боевых кораблей. Причины три: недостаточность финансирования, «инертность» русской военной бюрократии и слабое развитие промышленности и инфраструктуры (заводов, мастерских, складов и т.д.).

Ну, невозможно, не имея нормальной технической «школы» сразу запрыгнуть «на европейский уровень», невозможно, не развивая свою промышленность, сразу начать строить «космические корабли». Но… военные всегда были людьми… «специфичными», оторванными от реальности. (А, что, служба идет, деньги «капают», все путем!). Вместо того, чтобы четко определить техническое задание, определить важнейшие направления развития, проанализировать тенденции, наши адмиралы занялись «классификацией».

Морское ведомство специальным приказом от 1 февраля 1892 г. объявило новую стандартную классификацию для русских кораблей. По этой классификации «…устанавливались следующие классы:

I. Броненосцы: эскадренные броненосцы; броненосцы береговой обороны.

II. II. Крейсера: крейсера 1 ранга; крейсера 2 ранга.

III. Минные крейсера.

IV. Канонерские лодки: мореходные; береговой обороны.

V. Пароходы.

VI. Яхты.

VII. Транспорты.

VIII. Миноносцы.

IX. Миноноски.

X. Учебные суда.

XI. Портовые суда».

Не, классификация – дело нужное (особенно в части зарплаты офицеров), но не для этого, не для этого государь-император кормил столько адмиралов.

В 1892 году, после спуска на воду «Наварина» и «Сисоя Великого» были заложены три более или менее современных броненосца «Полтава» (головной), «Петропавловск» и «Севастополь». Они ыли кораблями уже совсем другого поколения.

В 1892 г. Япония приняла новую кораблестроительную программу, намного превосходившую планы русского морского ведомства, (и, очень быстро ее выполнила). На Дальнем Востоке зарождалась новая угроза, которая пока мало волновала Российскую Империю, которая, пока, при Александре III не имела глобальных планов в этом регионе. Но, потом «концепция поменялась».

20 октября 1894 года на престол вступил Николай II. Новый император резко изменил внешнеполитический курс России, которого придерживался его отец, Александр III.

Кроме того, Германия в 1895 году приняла свою программу строительства океанского флота.

Очередное заседание Особого совещания состоялось весной 1895 г. Ввиду очень больших дополнений в планы судостроения новая коррекция получила статус самостоятельной Семилетней программы 1896-1902 гг. Обоснования к ней содержали соображения о придании «…некоторымъ изъ намеченныхъ къ постройке судовъ такихъ качествъ, какiя необходимы для отдаленныхъ плаванiй» .

Т.е. концепция «оборонительного» флота поменялась, и флот должен был стать «имперским»? Зачем? Николай II смотрел уже на Дальний Восток, видимо, желая отмстить неразумным японцам, за 1891 год, когда он получил бамбуковой палкой по голове (шутю).

Но, из этой «концепции» полностью выпадали все «мутанты». Более или менее отвечали этой концепции Броненосцы «Наварин» и «Сисой Великий», построенные чуть позже.

Нужно было срочно строить не низкобортные броненосцы с небольшой дальностью действия, для Балтики, а эскадренные броненосцы с хорошей мореходностью.

И, вот в этот момент появились «недоброненосцы» с 10-дм артиллерией (но о них рассказ отдельный).