Найти тему

В Российской национальной библиотеке открылась выставка дореволюционных духов

— В давние времена формулы запахов не афишировались, однако нам повезло найти сборник рецептур и приобрести его на аукционе, — рассказала президент Гильдии парфюмеров России Оксана Чернышова. — Конечно, множество ароматных компонентов в настоящее время оказались труднодоступными. Например, китовую амбру, запасы которой в то время были у поставщиков, сейчас не найти. Впрочем, появились синтетические аналоги. #INJECT_1# По словам Чернышовой, создать точную копию давних духов практически невозможно. Поскольку трудно сказать, насколько прежние эфирные масла отличаются от современных, ведь сроки годности таких продуктов измеряются всего несколькими годами. А некоторые ароматные вещества, использовавшиеся больше века назад, были впоследствии запрещены к применению в парфюмерии и косметике. Например, если было доказано, что они вызывают аллергию и наркозависимость… Поскольку выставка все‑таки библиотечная (ее подготовил отдел эстампов и фотографий), то экспонатами стала прежде всего печатная продукция — афиши дореволюционных российских парфюмеров конца ХIX — начала XX века. В ту пору выпускали даже рекламные прейскуранты, пропитанные ароматом духов. — Имена художников, создававших эти произведения, нынче неизвестны, в основном это были мастера средней руки, — говорит главный библиотекарь отдела эстампов Дина Алешина. — Кроме, пожалуй, одного плаката, занявшего на нашей выставке особое место, поскольку его автор — Казимир Малевич. Это реклама одеколона «Северный», а рядом в витрине — флакон для того же одеколона, созданный по эскизу Малевича. Для многих художников подобные заказы были просто средством заработка. Как вспоминал мастер русского авангарда Иван Клюн, однажды Малевичу посулили хороший заказ, а тот был в крайне стесненных обстоятельствах: у него не было даже приличного пальто. «Он пришел ко мне и просил дать ему пальто, чтобы сходить эту работу получить…» — рассказывал Клюн. Вот так и родился флакон в виде стеклянного айсберга с белым медведем на массивной вершине — тяжеловесный, угловатый и асимметричный, полностью в эстетике модерна… В свое время французские парфюмеры увидели в России привлекательный рынок сбыта своей продукции и основали здесь парфюмерные компании, которые затем стали полностью русскими и даже получили статус поставщиков императорского двора. С конца XIX века духи, созданные в России, признавались одними из лучших в мире. После революции некоторые из них сохранились, получив новые имена. К примеру, «Красная Москва» — это не что иное, как бывший «Любимый букет императрицы». Сразу после революции все парфюмерные фабрики были национализированы и переориентированы, прежде всего — на выпуск мыла для нужд Красной армии. Но когда в начале 1920‑х годов наступил нэп, изысканный парфюм вернулся. Все мыловарни, жаждущие расширить номенклатуру, были объединены в трест ТЭЖЭ — Государственное объединение (трест) заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности и гигиены. Плакаты от ТЭЖЭ тоже стали экспонатами выставки. «В каждой квартире, в любом этаже знают достоинства марки ТЭЖЭ» — звучал слоган того времени. Что значила эта аббревиатура, многие не знали даже тогда, потому расшифровывали ее как «Тайна женщины».