Весь интернет шумит о забастовке сотрудников в пунктах выдачи Wildberries. Об этом утром сообщил Forbes.
Конечно, маркетплейс не прав. Но мы здесь не для того, чтобы осуждать.
Мы решили коротко и просто рассказать о том, какие штрафы работодатель может налагать на своих сотрудников и чем работодателю грозит нарушение этих правил.
Начнём с нашумевшего кейса и погрузимся в контекст
3 марта на конференц-колле с сотрудниками, руководство Wildberries объявило, что с 3 же марта будет удерживать с сотрудников собственных пунктов выдачи штраф в размере 100% от стоимости товара, если покупатель возвращает его в связи с браком или возвращает подмену. При этом, оспорить штраф сотрудник никак не сможет.
Чтобы объяснить такую позицию, представитель Wildberries сослался на некий внутренний алгоритм , который проанализировал все случаи подмен и порчи товаров, а также возвраты бракованных товаров, и пришёл к выводу, что в 98% случаев вина лежит на сотруднике пункта выдачи.
Чего-чего, а смелости маркетплейсу не занимать.
Так как же там по закону?
А по закону сотрудника вообще нельзя официально штрафовать. Можно лишь накладывать на него дисциплинарные взыскания: вынести замечание, выговор или уволить.
Поэтому обычно работодатели поступают иначе - делят доход сотрудника на оклад и премиальную часть, и удерживают премию в случае нарушений рабочей дисциплины или правил компании. Реже, заставляют компенсировать нанесённый компании ущерб.
При этом, условия премирования должны быть прописаны либо в трудовом договоре, либо в локальном акте (например, положение об оплате труда или разовый приказ на премирование).
Важно: если премия выплачивается ежемесячно и не привязана к качественным или количественным показателям деятельности — по закону депремирование недопустимо.
А вот если премия выступает поощрением за достижения сотрудника, её и правда можно урезать. Среди оснований лишения премии могут быть выговоры, замечания, невыполнение плана и т.д.
Если работник нанёс компании материальный ущерб (украл принтер или сломал дорогущую кофемашину), работодатель может взыскать с него сумму, не превышающую среднего месячного заработка этого работника.
То есть, не важно какой реальный ущерб понесла компания, взыскать больше средней заработной платы за месяц с сотрудника не получится.
Чтобы работник не остался без средств к существованию, предусмотрено ограничение, позволяющее удержать сумму не больше 20% от зарплаты сотрудника в месяц. То есть возмещение происходит постепенно, и может растянуться на несколько месяцев.
При этом, сотрудник может написать заявление о готовности возместить полную сумму ущерба. В этом случае работодатель будет вправе удерживать любые суммы без ограничений, но только после удержания НДФЛ и сумм по исполнительным документам.
Некоторые руководители злоупотребляют этой лазейкой и давят на своих работников, грозят полицией и судом и обещают заявить о краже или мошенничестве.
Если работник отказывается возмещать сумму причинённого ущерба, удержать её можно и через суд. Но такое случается довольно редко. Если сумма ущерба небольшая, проще понять и простить или не простить и попрощаться с работником, потому что мало кому хочется утопать в судебных разбирательствах и издержках.
Без обращения в суд, удержание возможно при следующих условиях:
- Если работник не оспаривает оснований и размеров удержания;
- Если не истек месячный срок, установленный для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, установления размера причиненного ущерба.
Если хотя бы одно из условий не выполнено, взыскание средств с работника возможно только через суд.
Чем грозит нарушение?
Если вы решитесь нарушить установленный порядок и, как вышеупомянутый маркетплейс, объявите сотрудникам о штрафах, поглощающих огромную часть их заработка, будьте готовы к жалобам в трудовую инспекцию.
Жалобы приводят к проверкам, а это всегда долго и неприятно. Кстати, шило в мешке утаить не удастся: многие сервисы проверки контрагентов (например, Контур Фокус) отражают факт проверки трудовой инспекции.
Инспекторы посмотрят приказы по штрафам, сравнят зарплату по договорам с расчётными листами и накажут по ст. 5.27 КоАП РФ.
ИП грозит штраф от 1000 до 5000 ₽, юрлицу — от 30 000 до 50 000 ₽.
А ещё, работник может обратиться в суд и взыскать урезанную часть с работодателя. Сверху суд может начислить проценты и добавить компенсацию за моральный ущерб по ст. 237 ТК РФ.
Что в итоге?
Если ваша бизнес модель предполагает текучку, рекомендуем разделить зарплату на окладную и премиальную часть. И, обязательно, чётко прописать в положении основания и порядок премирования/депримирования. Для этого вы должны понимать основные причины этих сценариев.
Также, рекомендуем составлять и подписывать должностные инструкции. Они не помогут взыскать деньги с сотрудника, но помогут аргументировать решение об увольнении. А ещё, на них можно будет опираться при трудовых спорах и судебных разбирательствах.
С работниками, которые взаимодействуют с материальными ценностями нужно заключить договоры о матответственности (если их должность входит в перечень).
В случае трудового конфликта почти всегда в итоге дешевле разойтись с сотрудником мирно и/или заплатить ему, если не удалось достичь иного компромисса. Такова особенность нашего работнико-ориентированного трудового кодекса, который не слишком-то изменился с советских времён.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Решили навести порядок в кадровых документах, нужна помощь с оформлением приказов и положений или вопросы к юристу? Пишите в наш Телеграм-чат или звоните по телефону 88007004263. Ответим на все вопросы и дадим выгодные условия по услугам.