Найти в Дзене

ЛУЧШИЕ СОВЕТСКИЕ КИНОДЕТЕКТИВЫ (Ч.2).

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

Продолжаем статью о лучших односерийных детективах советского доперестроечного кинопроизводства и во второй части вспомним ещё 9 наиболее удачных,на наш взгляд,представителей данного жанра. Все они имеют достаточно адекватные динамику и сюжет,все они интересны привлечением актёрского состава высшей категории ,и все они были в своё время целым событием в день показов на большом экране.Для этой статьи пришлось отсеять массу более слабых фильмов,страдающих либо от ужасных ляпов и провалов сюжета,либо от плохой игры и нелогичности поведения персонажей.Плюс,стоит напомнить об отсеивании нескольких общеизвестных мини сериалов,которые однозначно не вписываются в наши рамки односерийного полноформатника. Данная же подборка грешит всем этим в наименьшей степени, предоставляя зрителю нормальный хронометраж и вполне приемлемое кинодейство.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

9)"РАССЛЕДОВАНИЕ"1980. И начинаем вторую статью с незаслуженно ругаемого,но,на самом деле,прекрасно сделанного "совьет-крим"фильма "Расследование".Этот крепкий детектив снят намного лучше,интересней и динамичней как вышеуказанных занудных мини-сериалов,так и многих других односериек,типа "Версии полковника Зорина".Уже одно перенасыщение этой картины актёрами советской высшей лиги делает этот фильм интересным сам по себе.Прекрасно даны виды Москвы 1979-го года, тщательно прописаны все диалоги,а в игре нет ни малейшего наигрыша или фальши.Фатеева,как всегда,просто чудо.Сюжетная линия прописана также хорошо,как и прекрасно вписывающийся закадровый текст,и просто поразительно не то,что эта история уместилась в 1 час 8 мин.,а то насколько скуп и беден был советский кинематограф,чтобы даже такие качественные вещи не делать как положено 1,5-2-х часовыми.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

10) "КЛЮЧИ ОТ РАЯ"1975.Посмотрев этот старый детектив зритель полностью расстанется с предвзятым мнением,что в СССР не было выпирающего мещанства и гламура(жаль фильм не цветной).Убит очень богатый зубной техник. Абсолютно глянцевые советские фотомодели в Рижском доме мод с практически лёгким стриптизом на подиуме. Начальник угро почти вылитый Холмс с громадной трубкой.Перекупка Якутских алмазов и золотых изделий.Вот из всего этого-то в том числе и состоял Советский Союз уже в те годы,а не только из передовиков на заводах и фабриках.Очень показательно ,что в Риге 75-го все ещё ходят в мини,когда в Москве это уже вышло из моды.Неплохо сделанный советский детектив с замысловатым,но достаточно правдоподобным сюжетом,как минимум для интересного разового просмотра.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

11) "ДВА ДОЛГИХ ГУДКА В ТУМАНЕ"1980. Каждый кто смотрел этот фильм подтвердит,что ,во первых,он ничем не уступает лучшим вещам Агаты Кристи,а во вторых,однозначно является горьким примером жёсткого обрезания временного и бюджетного лимита в Советском кинематографе, на всё,что "не сопротивляется".Крайне запутанный сюжет явно не получил полного развития и это не спасает даже прекрасная игра актёров. Сюжетные линии обвисают и прерываются,хитрые завязки и резкие повороты не получают никакого развития,а неувязки с половиной персонажей"провисают в никуда".На самом же деле это просто классический "пилот"для сериала. И всё это потому,что просто-напросто не достаёт всего лишь дополнительного часа экранного времени.У тех кто принимал и разрешал советский кинопрокат не было никакого вкуса и чувства гармонии,и именно поэтому к бедному советскому зрителю выходили такие "обрубки",в виде то ли вырванной серии из середины сериала,то ли дико искромсанного полноформатника.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

12) "ИППОДРОМ" 1979. Исключительно интересных,показательный и совершенно забытый советский детектив с большим социальным подтекстом.Этот фильм является очень дальним предшественником "Одинокого игрока"95-го г.,только с кардинально другой расстановкой и контекстом.В "Ипподроме"79-го побеждает "советское добро", оказывающееся,при ближайшем рассмотрении,Сизифовым трудом в борьбе с неискоренимыми человеческими пороками и инстинктами,да ещё и под густой шапкой пошлятины.Убит жокей и обнаружена "ячейка барства"на ипподроме,которую с наслаждением выкорчёвывают и вытаптывают советские компетентные органы.Интересна роль Э.Марцевича в нехарактерном для него сверхположительном амплуа.С позиций же сегодняшнего дня мы отчётливо видим как всё это мелко и безнадёжно.Главный антипод фильма "Сан Саныч" пока ещё "король на глиняных ногах",но как этот типаж развернётся и окунёт всех в своё место буквально через 8 лет,после кооперативных законов 87-го! Между этой картиной и перестроечным кино непереходимая пропасть-в нём опять смачная сцена с "перевоспитанием"родителями здоровой ,давно совершеннолетней бабы в чужой квартире("Раз не поступила-марш обратно в колхоз,нечего с богатыми мужиками знаться!").В 88-м "Маленькая Вера;Авария"и"Интердевочка"покажут всем как мораль и нравственность соблюдать,а пока они только появились в рамках "прироста численности и благосостояния советского общества".Фильм "Ипподром" почти прекрасен своей топорной лепотой,он предельно чётко показывает последние судороги морали советского общества,которая исчезнет в ближайшую пятилетку(а в южных советских республиках исчезла лет на десять раньше).Главный посыл советской идеологии,в котором надо молча жить и трудиться на заводе,изредка посещая общественные мероприятия и живя в аскезе на одну зарплату,вопиюще нарушался с начала 70-ых и номенклатурным массивом,и целыми пластами "загранкомандировочных",и ,уже образовавшейся, неприкосновенной"мельчайшей"буржуазией советского"южного пояса".В этом фильме,на самом деле,отлично показано,что такие "ячейки барства" образуются сами собой,что это заложено в самой человеческой природе и многие физиологически не могут быть аскетами и праведниками. Всё это аукнется после 87-го года и "Сан Санычи"покажут тогда всем как раз,что сильнее оказались именно они.;

Далее мы рассмотрим два очень известных советских детектива с не менее известными и обсуждаемыми дырами и провалами сюжета.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

13) "СУМКА ИНКАССАТОРА"1977. Вопиющие нарушения логики в этой картине были столь очевидны сразу,что её лишь с большим трудом смогла вытянуть игра двух любимцев советского зрителя. Грандиозное начало с горящей инкассаторской машиной оборачивается далее нудной и скучной рутиной с дико притянутым за уши сюжетом и как попало кинутыми роялями в кустиках.Любой водитель заметит манекен вместо человека и не было даже доли гарантий ,что он вообще был бы сбит. Что мешало главному негодяю дать дёру сразу после овладения деньгами?Тем не менее данное полотно входит в когорту базовых советских детективов, находившихся в жёсткой ротации на тогдашнем экране. И не будем осуждать строго то,что не могло быть сделано по другому,а посмотрим этот фильм хотя бы раз,чтобы вспомнить советское прошлое.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

14) "ЗОЛОТАЯ МИНА"1977. Ещё один советский шедевр,но уже намного более серьёзный, глубокий и панорамный ,чем предыдущий. Отлично передана атмосфера 77-го года,а роль Даля ,в его фильмографии,одна из лучших(как и эффектная концовка тоже).Но,несмотря на более тщательную проработку, этот фильм сшит такими же грубыми нитками,как и "Сумка".Линия с двумя молодыми продавцами глупа и бессмысленна. Спекулянты бросающие дачу и бегущие в никуда тоже.Что же касается самого "клада",то никто не будет спорить,что ничто не препятствовало уголовникам сразу тихо расправиться со всеми мешающими,а не устраивать хитровыдуманные выслеживания и ДТП.;

И наконец мы подошли к трём важнейшим советским криминальным фильмам,акцентированно выпущенным на широкий экран,и не коснуться которых по этой причине просто невозможно.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

15) "ПЕТРОВКА 38" 1980. Эта картина стала абсолютным бенефисом Ланового и Юматова и совершенно устаревшим фильмом для 80-го года.Ибо она была ничем иным ,как простым механическим перенесением текста книги изданной в 1963-м впервые на большой экран,с соответствующей потерей актуальности на 17 лет. Ю.Семёнов писал в своё время это произведение для демонстрации мощи пера и ментального интеллекта равного Хемингуэю, с достойными соперника(как ему казалось) резкими движениями "жгущего глаголом" писательского резца и скульптурно очерченными персонажами.И то,что смотрелось бы круто в 64-м,в год выхода "Заставы Ильича",выглядит нелепо в "олимпийском" 1980-м.Линия со школьником вычурна и бессмысленна (начиная от истерики в начале и взятия его с собой первыми попавшимися бандитами). Сами преступники выглядят как натуральные бомжи, "советская проститутка" просто какая-то баба с овощного рынка,а скользкий мажор "Чита"(который должен быть злющей копией героя Миронова из "Бриллиантовой руки")в фильме уподобляется какому-то отвязному бородатому хипарю, неизвестно зачем одетому не в джинсовый, а в обычный костюм.Сцена беседы в квартире пловчихи "Алёны" похожа на общение двух городских сумасшедших, полное толстых намёков со своеобразным открытием бутылки и поигрыванием электродрелью. Смысл этого фильма сегодня в панорамах старой Москвы, в сравнительном анализе с другими фильмами и в куче вопросов,почему он не был сделан сразу вслед за книгой,а пролежал в проекте до 80-го года.;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

16)"ОГАРЁВА 6" 1980. Данный фильм получился намного умнее и достоверней предыдущего и если бы у советских кинодеятелей было хорошее чувство вкуса,то они не допустили бы гибели главного героя,а сделали далее похожий сериал. Массив критики наваленный на эту картину не совсем состоятелен,так как и сюжет ,и игра актёров в нём достаточно правдоподобны,страдая нестыковками лишь в мелких деталях.В отличии от "Петровки 38",отвлекающих и перегружающих боковых линий в нём нет,а общая идея достаточно неплоха. Исполнители ролей двух главных негодяев вообще сработали прекрасно и очень странно ,что у этих лицедеев не было куда более впечатляющей карьеры.Гибель героя Юматова очень нелогична,так как столь опытный сотрудник не допустил бы такой ситуации в зоне приближающегося поезда.Фильм достаточно интересен, намного более убедителен ,чем "Петровка"и ,как и большинство советских фильмов недостаточно отшлифован,не говоря уже про плёнку "Свема".;

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

17) "СОЛДАТЫ В СИНИХ ШИНЕЛЯХ"1969 . И заканчиваем сегодняшнюю статью телефильмом,который стал,на самом деле,"пилотной серией" эпопеи "Следствие ведут знатоки".Малоизвестный советский односерийный фильм с накладками сюжета,но весьма интересными ходами и атмосферой 1968-го года.И одной из самых неприятных ролей Пороховщикова во всей его фильмографии. Супонева в роли главного следователя легко можно спутать с А.Январёвым,тем более ,что они почти одногодки.Запутанное дело с ранением в ногу,как оказалось в уличной разборке и как оказалось уголовников.Явно коробит чрезмерная притянутость сюжетной линии и фильм интересен в первую очередь актёрским составом(у большей половины которого карьера дальше почти не пошла),и ,естественно, выписанными диалогами("Нет места Корсиканской морали в век месткомов и товарищеских судов!"). И лишним подтверждением ,что даже в самый расцвет"развитого социализма" в СССР всегда была параллельная уголовно-подпольная жизнь с её законами и местью,которая,в числе прочих, и победила в перестройку( об этом же прекрасно показано в самом начале затянутого фильма "Игра без козырей"81-го,когда пойманный за воровство для отдачи карточного долга никогда в жизни не выдаст своих "кредиторов").

Советский кинематограф уделял своё время жанру "современных криминальных детективов",но уделял очень скупо и недостаточно,часто размениваясь на неумелые минисериалы,вместо регулярного производства качественных полноформатных односерийников типа "Город принял" и "Будни уголовного розыска". "Знатоки" выходили редко и именно поэтому так востребован оказался жанр забойных зарубежных криминальных фильмов,хлынувших с распространением видеомагнитофонов. Подводя итог можно уверенно сказать ,что советские киностудии недоработали в данном амплуа минимум 1/3 от того ,что могли бы сделать без особых усилий и затрат.

"Игра без козырей".1981.Фильм который надо было сжать минут на 20.фото из открытого доступа.
"Игра без козырей".1981.Фильм который надо было сжать минут на 20.фото из открытого доступа.

Вся статья носит оценочное суждение.