Продолжаем статью о лучших односерийных детективах советского доперестроечного кинопроизводства и во второй части вспомним ещё 9 наиболее удачных,на наш взгляд,представителей данного жанра. Все они имеют достаточно адекватные динамику и сюжет,все они интересны привлечением актёрского состава высшей категории ,и все они были в своё время целым событием в день показов на большом экране.Для этой статьи пришлось отсеять массу более слабых фильмов,страдающих либо от ужасных ляпов и провалов сюжета,либо от плохой игры и нелогичности поведения персонажей.Плюс,стоит напомнить об отсеивании нескольких общеизвестных мини сериалов,которые однозначно не вписываются в наши рамки односерийного полноформатника. Данная же подборка грешит всем этим в наименьшей степени, предоставляя зрителю нормальный хронометраж и вполне приемлемое кинодейство.
9)"РАССЛЕДОВАНИЕ"1980. И начинаем вторую статью с незаслуженно ругаемого,но,на самом деле,прекрасно сделанного "совьет-крим"фильма "Расследование".Этот крепкий детектив снят намного лучше,интересней и динамичней как вышеуказанных занудных мини-сериалов,так и многих других односериек,типа "Версии полковника Зорина".Уже одно перенасыщение этой картины актёрами советской высшей лиги делает этот фильм интересным сам по себе.Прекрасно даны виды Москвы 1979-го года, тщательно прописаны все диалоги,а в игре нет ни малейшего наигрыша или фальши.Фатеева,как всегда,просто чудо.Сюжетная линия прописана также хорошо,как и прекрасно вписывающийся закадровый текст,и просто поразительно не то,что эта история уместилась в 1 час 8 мин.,а то насколько скуп и беден был советский кинематограф,чтобы даже такие качественные вещи не делать как положено 1,5-2-х часовыми.;
10) "КЛЮЧИ ОТ РАЯ"1975.Посмотрев этот старый детектив зритель полностью расстанется с предвзятым мнением,что в СССР не было выпирающего мещанства и гламура(жаль фильм не цветной).Убит очень богатый зубной техник. Абсолютно глянцевые советские фотомодели в Рижском доме мод с практически лёгким стриптизом на подиуме. Начальник угро почти вылитый Холмс с громадной трубкой.Перекупка Якутских алмазов и золотых изделий.Вот из всего этого-то в том числе и состоял Советский Союз уже в те годы,а не только из передовиков на заводах и фабриках.Очень показательно ,что в Риге 75-го все ещё ходят в мини,когда в Москве это уже вышло из моды.Неплохо сделанный советский детектив с замысловатым,но достаточно правдоподобным сюжетом,как минимум для интересного разового просмотра.;
11) "ДВА ДОЛГИХ ГУДКА В ТУМАНЕ"1980. Каждый кто смотрел этот фильм подтвердит,что ,во первых,он ничем не уступает лучшим вещам Агаты Кристи,а во вторых,однозначно является горьким примером жёсткого обрезания временного и бюджетного лимита в Советском кинематографе, на всё,что "не сопротивляется".Крайне запутанный сюжет явно не получил полного развития и это не спасает даже прекрасная игра актёров. Сюжетные линии обвисают и прерываются,хитрые завязки и резкие повороты не получают никакого развития,а неувязки с половиной персонажей"провисают в никуда".На самом же деле это просто классический "пилот"для сериала. И всё это потому,что просто-напросто не достаёт всего лишь дополнительного часа экранного времени.У тех кто принимал и разрешал советский кинопрокат не было никакого вкуса и чувства гармонии,и именно поэтому к бедному советскому зрителю выходили такие "обрубки",в виде то ли вырванной серии из середины сериала,то ли дико искромсанного полноформатника.;
12) "ИППОДРОМ" 1979. Исключительно интересных,показательный и совершенно забытый советский детектив с большим социальным подтекстом.Этот фильм является очень дальним предшественником "Одинокого игрока"95-го г.,только с кардинально другой расстановкой и контекстом.В "Ипподроме"79-го побеждает "советское добро", оказывающееся,при ближайшем рассмотрении,Сизифовым трудом в борьбе с неискоренимыми человеческими пороками и инстинктами,да ещё и под густой шапкой пошлятины.Убит жокей и обнаружена "ячейка барства"на ипподроме,которую с наслаждением выкорчёвывают и вытаптывают советские компетентные органы.Интересна роль Э.Марцевича в нехарактерном для него сверхположительном амплуа.С позиций же сегодняшнего дня мы отчётливо видим как всё это мелко и безнадёжно.Главный антипод фильма "Сан Саныч" пока ещё "король на глиняных ногах",но как этот типаж развернётся и окунёт всех в своё место буквально через 8 лет,после кооперативных законов 87-го! Между этой картиной и перестроечным кино непереходимая пропасть-в нём опять смачная сцена с "перевоспитанием"родителями здоровой ,давно совершеннолетней бабы в чужой квартире("Раз не поступила-марш обратно в колхоз,нечего с богатыми мужиками знаться!").В 88-м "Маленькая Вера;Авария"и"Интердевочка"покажут всем как мораль и нравственность соблюдать,а пока они только появились в рамках "прироста численности и благосостояния советского общества".Фильм "Ипподром" почти прекрасен своей топорной лепотой,он предельно чётко показывает последние судороги морали советского общества,которая исчезнет в ближайшую пятилетку(а в южных советских республиках исчезла лет на десять раньше).Главный посыл советской идеологии,в котором надо молча жить и трудиться на заводе,изредка посещая общественные мероприятия и живя в аскезе на одну зарплату,вопиюще нарушался с начала 70-ых и номенклатурным массивом,и целыми пластами "загранкомандировочных",и ,уже образовавшейся, неприкосновенной"мельчайшей"буржуазией советского"южного пояса".В этом фильме,на самом деле,отлично показано,что такие "ячейки барства" образуются сами собой,что это заложено в самой человеческой природе и многие физиологически не могут быть аскетами и праведниками. Всё это аукнется после 87-го года и "Сан Санычи"покажут тогда всем как раз,что сильнее оказались именно они.;
Далее мы рассмотрим два очень известных советских детектива с не менее известными и обсуждаемыми дырами и провалами сюжета.
13) "СУМКА ИНКАССАТОРА"1977. Вопиющие нарушения логики в этой картине были столь очевидны сразу,что её лишь с большим трудом смогла вытянуть игра двух любимцев советского зрителя. Грандиозное начало с горящей инкассаторской машиной оборачивается далее нудной и скучной рутиной с дико притянутым за уши сюжетом и как попало кинутыми роялями в кустиках.Любой водитель заметит манекен вместо человека и не было даже доли гарантий ,что он вообще был бы сбит. Что мешало главному негодяю дать дёру сразу после овладения деньгами?Тем не менее данное полотно входит в когорту базовых советских детективов, находившихся в жёсткой ротации на тогдашнем экране. И не будем осуждать строго то,что не могло быть сделано по другому,а посмотрим этот фильм хотя бы раз,чтобы вспомнить советское прошлое.;
14) "ЗОЛОТАЯ МИНА"1977. Ещё один советский шедевр,но уже намного более серьёзный, глубокий и панорамный ,чем предыдущий. Отлично передана атмосфера 77-го года,а роль Даля ,в его фильмографии,одна из лучших(как и эффектная концовка тоже).Но,несмотря на более тщательную проработку, этот фильм сшит такими же грубыми нитками,как и "Сумка".Линия с двумя молодыми продавцами глупа и бессмысленна. Спекулянты бросающие дачу и бегущие в никуда тоже.Что же касается самого "клада",то никто не будет спорить,что ничто не препятствовало уголовникам сразу тихо расправиться со всеми мешающими,а не устраивать хитровыдуманные выслеживания и ДТП.;
И наконец мы подошли к трём важнейшим советским криминальным фильмам,акцентированно выпущенным на широкий экран,и не коснуться которых по этой причине просто невозможно.
15) "ПЕТРОВКА 38" 1980. Эта картина стала абсолютным бенефисом Ланового и Юматова и совершенно устаревшим фильмом для 80-го года.Ибо она была ничем иным ,как простым механическим перенесением текста книги изданной в 1963-м впервые на большой экран,с соответствующей потерей актуальности на 17 лет. Ю.Семёнов писал в своё время это произведение для демонстрации мощи пера и ментального интеллекта равного Хемингуэю, с достойными соперника(как ему казалось) резкими движениями "жгущего глаголом" писательского резца и скульптурно очерченными персонажами.И то,что смотрелось бы круто в 64-м,в год выхода "Заставы Ильича",выглядит нелепо в "олимпийском" 1980-м.Линия со школьником вычурна и бессмысленна (начиная от истерики в начале и взятия его с собой первыми попавшимися бандитами). Сами преступники выглядят как натуральные бомжи, "советская проститутка" просто какая-то баба с овощного рынка,а скользкий мажор "Чита"(который должен быть злющей копией героя Миронова из "Бриллиантовой руки")в фильме уподобляется какому-то отвязному бородатому хипарю, неизвестно зачем одетому не в джинсовый, а в обычный костюм.Сцена беседы в квартире пловчихи "Алёны" похожа на общение двух городских сумасшедших, полное толстых намёков со своеобразным открытием бутылки и поигрыванием электродрелью. Смысл этого фильма сегодня в панорамах старой Москвы, в сравнительном анализе с другими фильмами и в куче вопросов,почему он не был сделан сразу вслед за книгой,а пролежал в проекте до 80-го года.;
16)"ОГАРЁВА 6" 1980. Данный фильм получился намного умнее и достоверней предыдущего и если бы у советских кинодеятелей было хорошее чувство вкуса,то они не допустили бы гибели главного героя,а сделали далее похожий сериал. Массив критики наваленный на эту картину не совсем состоятелен,так как и сюжет ,и игра актёров в нём достаточно правдоподобны,страдая нестыковками лишь в мелких деталях.В отличии от "Петровки 38",отвлекающих и перегружающих боковых линий в нём нет,а общая идея достаточно неплоха. Исполнители ролей двух главных негодяев вообще сработали прекрасно и очень странно ,что у этих лицедеев не было куда более впечатляющей карьеры.Гибель героя Юматова очень нелогична,так как столь опытный сотрудник не допустил бы такой ситуации в зоне приближающегося поезда.Фильм достаточно интересен, намного более убедителен ,чем "Петровка"и ,как и большинство советских фильмов недостаточно отшлифован,не говоря уже про плёнку "Свема".;
17) "СОЛДАТЫ В СИНИХ ШИНЕЛЯХ"1969 . И заканчиваем сегодняшнюю статью телефильмом,который стал,на самом деле,"пилотной серией" эпопеи "Следствие ведут знатоки".Малоизвестный советский односерийный фильм с накладками сюжета,но весьма интересными ходами и атмосферой 1968-го года.И одной из самых неприятных ролей Пороховщикова во всей его фильмографии. Супонева в роли главного следователя легко можно спутать с А.Январёвым,тем более ,что они почти одногодки.Запутанное дело с ранением в ногу,как оказалось в уличной разборке и как оказалось уголовников.Явно коробит чрезмерная притянутость сюжетной линии и фильм интересен в первую очередь актёрским составом(у большей половины которого карьера дальше почти не пошла),и ,естественно, выписанными диалогами("Нет места Корсиканской морали в век месткомов и товарищеских судов!"). И лишним подтверждением ,что даже в самый расцвет"развитого социализма" в СССР всегда была параллельная уголовно-подпольная жизнь с её законами и местью,которая,в числе прочих, и победила в перестройку( об этом же прекрасно показано в самом начале затянутого фильма "Игра без козырей"81-го,когда пойманный за воровство для отдачи карточного долга никогда в жизни не выдаст своих "кредиторов").
Советский кинематограф уделял своё время жанру "современных криминальных детективов",но уделял очень скупо и недостаточно,часто размениваясь на неумелые минисериалы,вместо регулярного производства качественных полноформатных односерийников типа "Город принял" и "Будни уголовного розыска". "Знатоки" выходили редко и именно поэтому так востребован оказался жанр забойных зарубежных криминальных фильмов,хлынувших с распространением видеомагнитофонов. Подводя итог можно уверенно сказать ,что советские киностудии недоработали в данном амплуа минимум 1/3 от того ,что могли бы сделать без особых усилий и затрат.
Вся статья носит оценочное суждение.