Найти тему
Rock AD

100 величайших песен в истории рока: 42 Metallica — Enter Sandman

Оглавление

Год выхода: 1991. Продюсер: Боб Рок

Elektra Records
Elektra Records

Когда в июле 1990 года Metallica начала писать свой пятый студийный альбом, гранж уже притаился где-то за углом, и готовился выпрыгнуть, чтобы сбить музыкальный мир с ног. Но группа и так уже переживала экзистенциальный кризис. Гитарные атаки со сменой темпа и батарейная мощь пластинки 1988 года ...And Justice For All заставила скучать многочисленную толпу поклонников, и в этой связи барабанщик Ларс Ульрих разработал принципиально новую схему, взяв за основу творчество AC/DC.

Поэтому, когда группа сочинила бульдозером летевшую вперед Enter Sandman в качестве первого трека так называемого «Черного альбома» 1991 года, музыканты Metallica получили столь важную для них фору в решении дилеммы «адаптируйся или умри», с которой конкуренты-металлисты вот-вот должны были столкнуться при дворе короля Кобейна. «Та Metallica, которая писала десятиминутные композиции с двенадцатью сменами темпа, исчерпала себя», — признает Ульрих. — «Мы хотели рационализировать и упростить вещи».

Metallica: они пытали людей дольше, чем ЦРУ || Getty
Metallica: они пытали людей дольше, чем ЦРУ || Getty

Будучи главным синглом и открывающим треком нового альбома, Enter Sandman громогласно объявил, что грядут кардинальные перемены. Изящный и записанный с минимальным дисторшном, но от этого не менее злобный рифф Кирка Хэммета стал кровью и плотью песни, повторяясь по кругу на протяжении пяти минут. Надежный как кирпичная стена тыл ему обеспечивал брутальный рокот гитары Джеймса Хэтфилда. «Я тогда послушал Louder Than Love, второй альбом Soundgarden», — рассказывал Хэмметт одному радиоинтервьюеру. — «Тут же взял в руки гитару, и получился этот рифф».

Не менее значительной переменой следует признать направленный на максимальную чистоту звука продакшн Боба Рока, который настоял на отказе от грубого трэша, достававшего слушателя до печенок на протяжении предыдущих четырех альбомов. Отдельно обращал на себя внимание заново поставленный вокал Хэтфилда, позволявший лучше донести тревогу его самокопаний в своих детских кошмарах («Не обращай внимания на шум, что слышишь ты / Это просто зверь под твоей кроватью / В твоем шкафу, в твоей голове // 'Never mind that noise you heard / It's just the beast under your bed / In your closet, in your head). На самом деле, первоначальный текст, сочиненный фронтменом, рассказывал о смерти в детской кроватке (на месте строчки «улететь в Страну чудес» // 'off to never-never land' были слова «разрушить идеальную семью» // 'disrupt the perfect family'), пока не вмешалось руководство лейбла. Надо отметить, что, хотя часть со зловещей молитвой перед сном попахивала плагиатом — заклятый соперник Дэйв Мастейн из Megadeth использовал тот же трюк в своей песне Go To Hell — оба враждующих лагеря позаимствовали этот отрывок у английского драматурга XVIII века Джозефа Аддисона.

Песня Enter Sandman заняла пограничное 5-е место в британском чарте синглов и помогла альбому продаться тиражом более 16 млн экземпляров, но важнее другое. Она положила начало переходу Metallica из лагеря малоприметного андеграунда к статусу мегазвездных хедлайнеров мирового масштаба. Но в отличие от многочисленных хитов массового рынка песня порой показывала клыки. Речь идет о ставших достоянием гласности правительственных документах, в которых говорится, что американские военные мучали террористов-смертников этой песней, проигрывая ее на оглушительной громкости, чтобы повергнуть задержанных в состояние шока, дезориентировать во время допросов и заглушить их крики. Хэтфилд в ответ усмехается: «Мы пытали ей гораздо больше людей, и делали это даже дольше, чем црушники...»

Вернуться к списку «100 величайших песен в истории рока»

-3