Существует несколько способов отбора акций с потенциалом роста:
- Анализ фундаментальных показателей компании: стабильность ее финансовых показателей, рост прибыльности, дивиденды, уровень долговой нагрузки, расширение бизнеса и т.д.
- Исследование рынка и отслеживание тенденций в отрасли: оценка рисков и перспективы роста, оценка конкурентов.
- Технический анализ: анализ графиков движения цен акций в прошлом и прогнозирование будущих движений.
- Исследование мнений аналитиков: отслеживание рекомендаций и прогнозов инвестиционных банков и финансовых аналитиков.
- Изучение новостей и особенностей компании: новые продукты, партнерства, возможности для расширения бизнеса.
В этой статье разберем 1 способ отбора акций: Анализ фундаментальных показателей компании.
Понятие фундаментальный анализ подразумевает следующее - это метод анализа финансового состояния компаний, основанный на изучении фундаментальных факторов, таких как финансовые отчеты, макроэкономические индикаторы и прочие экономические и финансовые показатели.
Фундаментальный анализ позволяет оценить текущую ситуацию и перспективы развития компании, определить ее рыночную цену и принять решение о покупке или продаже ее акций на фондовом рынке.
Разберем основные показатели использующиеся для фундаментальной оценки. Первый и всеми известный - это мультипликатор P/E "Price to Earnings". P/E– мультипликатор, соотносящий капитализацию к чистой прибыли. Показывает сколько потребуется чистой годовой прибыли, чтобы окупить инвестиции. Формула расчета: P/E = Капитализация/Прибыль.
Например: компания занимается продажей строй-материалов, ежегодная прибыль составляет 400 млн. руб. капитализация компании оценивается в 5 млрд. руб. Посчитаем P/E = 5 млрд. руб. / 400 млн. руб. = 12,5. Данная цифра говорит о том, что компании потребуется 12,5 годовых прибылей, чтобы окупить капитализацию бизнеса.
Причина, по которой данный мультипликатор пользуется огромным интересом среди других, в том, что для его расчета, не требуется разбираться в финансовых отчетностях. И также, мультипликатор P/E, применим для сравнения бизнесов любого сектора. Однако простота возмещается главным недостатком: не всегда объективно оценивает бизнес. Высокие значения не всегда плохо, также и наоборот, низкие значения не всегда хорошо. Поэтому важно понять, в каком секторе нормы значения высокие, а в каких низкие.
Второй мультипликатор - это P/S "Price to Sales". P/S -мультипликатор, оценивающий компанию по объему выручки и показывает, сколько инвестор платит за 1 рубль дохода. На основе этого мультипликатора, вы можете определить, какая компания недооценена, а какая переоценена. Также как и мультипликатор P/E. Формула расчета: P/S = Капитализация/Выручка.
Приведем тот же пример, со строительной компанией. Допустим за год компания, продала товар на сумму 12 млрд. руб., капитализация компании остается прежней 5 млрд. руб. P/S = 5 млрд. руб. / 12 млрд. руб. = 0,41. Получается, что вы заплатите 41 копейку, за 1 вырученный рубль.
Мультипликатор имеет 3 главных плюса:
- Выручка компании всегда положительна в отличие от чистой прибыли (мультипликатор P/E при отрицательной прибыли, будет бесполезен), тем самым, упрощает оценку компании;
- По динамике изменения цены акции и выручки компании, можно определить, на каком этапе развития она находится;
- Выручка меньше подвержена манипуляциям, чем чистая прибыль.
Но применимость мультипликатора ограничивается в тех случаях, когда выручка у компании отсутствует. Банки, страховые компании расчетам не подлежат.
Третий мультипликатор - это P/B "Price to book". P/B – соотносит капитализацию компании, к собственному капиталу. Показывает, сколько получит инвестор, за вложенный 1 рубль в компанию. Так-как, этот мультипликатор считается стоимостным, то благодаря нему, вы сможете определить справедливую стоимость акции. Формула расчета: P/B = Капитализация/Собственный капитал.
Стоимость строительной компании остается прежней, 5 млрд. руб., а вот стоимость собственного капитала, в этой капитализации составляет 2,3 млрд. руб. Рассчитаем P/B = 5 млрд. руб. / 2,3 млрд. руб. = 2,17. Казалось бы, данное значение отличное, так-как, вложив 1 рубль, вы получите 2, но это не так.
У каждого мультипликатора есть нормированное значение, в зависимости от сектора. Данный же мультипликатор, не зависимо от сектора, имеет определенные значения. Превысив или не достав до которых, компанию можно будет считать, недооцененной или переоцененной.
В конце будет предоставлена таблица, с нормированными значениями для каждого из мультипликаторов.
Четвертый показатель - ROE "Return on Equity". ROE - это коэффициенты показывающий, эффективность использования собственных, заемных средств. Рентабельность может показать, какую долю в чистой прибыли, занимает собственный капитал и заемный.
Рентабельность собственного капитала (ROE) - показывает отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Позволяет оценить эффективность и доходность бизнеса. Формула расчета: ROE = (Чистая прибыль/Собственный капитал) * 100.
Примеры расчета ROE Газпром. ROE =2159086/16866579 * 100 = 12,8%. Нормой показателя являет 12-15%. А лучше сравнивать их с компаниями одной отрасли
Пятый показатель - ROA "Return on Assets". ROA - коэффициент показывающий, эффективность ведения бизнеса, результативность использования компанией своего капитала, включая кредитные заимствования. Нормы для значения нет. Коэффициент анализируется в динамике. Формула расчета: ROA = (чистая прибыль/сумма активов) * 100.
Пример расчета ROA Газпром. ROA = (2159086/27047230) * 100 = 7,98%. Значения относительно небольшие, чистая прибыль компании, занимает ~8% от суммы всех вложенных средств. Ранее упоминалось, что все расчеты компаний, нужно сравнивать между собой и главное, компании должны быть с одного сектора. Делается это, для определения более устойчивой и перспективной компании среди других в секторе.
Шестой показатель - ROS "Return on Sales". ROS - показатель, отражающий доход компании на каждый вырученный рубль, или отражает долю прибыли в объеме выручки. Норма 5%-20%, низкие значения 5%-10%.. Формула расчета: ROS = (чистая прибыль/выручка) * 100.
Пример расчета ROS Газпром. ROS = (2159086/10241353) * 100 = 21,08%. Показатель довольно хороший. Что же мы можем понять из этой цифры? То, что в каждом вырученном рубле компании, лежат 0,21 рубль чистой прибыли. Также, этот коэффициент можно рассчитывать не только для чистой прибыли, но и для валовой прибыли, прибыли EBITDA. Процесс расчета остается прежним, но вместо чистой прибыли, будет использоваться один из упомянутых видов прибыли.
Мы разобрали основные 6 показателей, которые помогут вам быстро оценить состояние в бизнесе, но помимо этих шести, существует еще большое множество других показателей и коэффициентов. Такие как: Ктл, Кбл, Кал, Долг/EBITDA и многие другие. Во второй части данной стати мы разберем остальные "Дополнительные" показатели и уже в третьей части статьи будем оценивать отдельно выбранную компанию, где подробно разберем расчеты показателей и рассчитаем справедливую стоимость акции.