Самара - город для российского модерна особенный. Здесь до сих пор сохраняются прекрасные образцы архитектуры, сюда приезжали работать известные архитекторы. А еще в Самаре есть один из двух музеев модерна в России (второй в Ульяновске)
Поэтому нет ничего удивительного, что именно в этом городе на Волге была построена одна из самых удивительных дач эпохи модерна - Дача со слонами Константина Головкина
Головкин родился в семье купца первой гильдии, с детства полюбил живопись, но профессионально заниматься ею не мог - консервативные родители увлечения искусством не понимали. Однако отсутствие профессионального образования совершенно не помешало Константину Павловичу всю жизнь заниматься самообразованием и с гордостью носить право называть себя художником, меценатом, архитектором, археологом и краеведом
Интересы у него и правда были разносторонними - он проводил археологические экспедиции, изучал историю родного края, увлекался архитектурой, был командиром Самарского общества велосипедистов и первым водителем автомобиля в городе. Головкин любил лихачить и, по легенде, выплачивал компенсацию крестьянам за сбитых на дороге куриц. Вскоре начали появляться хитрецы, которые специально стали подбрасывать ему под колеса уже мертвых птиц, в надежде заработать
Для строительства собственной дачи Константин Головкин выбрал место на живописном берегу Волги, которые уже облюбовал другие купцы
«Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу»
из записок Константина Головкина
Проект здания Головкин придумал самостоятельно, при помощи архитектора Валентина Тепфера. Константин Павлович самостоятельно делал эскизы, выверял пропорции и клеил макеты, которые, по воспоминания очевидцев, «были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему»
В качестве вдохновения был выбран стиль венского Сецессиона, одного из направлений модерна. Ассиметричный фасад, окна-бойницы и террасы для любования Волгой - все это придает даче романтичный облик
Но главной отличительной деталью стали, конечно, две огромны статуи слонов. Их сделали из бетона по эскизам Головкина. По легендам, в одном из слонов Константин Павлович перед революцией спрятал документы
«Вдоль левого берега Волги почти до самой Красной Глинки высились купеческие дачи, одна другой вычурнее. Купцы хорохорились один перед другим, как бы выстроить их почуднее. Последний из них воздвиг по сторонам здания двух гигантских алебастровых слонов, которых хорошо было видно с парохода. Я их застал уже облезлыми, у одного отломался хобот. Не знаю, что бы придумал архитектор для следующей купеческой дачи, но «помешала» революция»
Воспоминания Сергея Голицына, 1937 год
Сам Константин Головкин до конца жизни продолжал жить в Самаре, работая рядовым сотрудником губернского архива. В 51 год он скончался в ходе операции
В годы Гражданской войны здесь размещался госпиталь, затем дачу передали под детский дом. А в 1929 году здесь разместился клуб "Водоконала", который и проработал здесь все советское время
В начале 1990-х годов на даче решили провести центральное отопление, что вызвало посадку фундамента и привело здание к аварийному состоянию. После проведенной реставрации дача надолго стала недоступной. Сейчас разрабатываются проекты по возвращению здания к жизни
Интерьеры дачи сохранились далеко не полностью. Изначально стены в комнатах были разных цветов, а гостиную украшали изображения парящих женских фигур в развевающихся одеждах
Адрес: Самара, Советской армии, 292
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "МАША И МОДЕРН"