Заявление или петиция - это документ, описывающий просьбу, жалобу или предложение. Она может быть адресована конкретной организации или лицу.
Классификация. На практике существует несколько видов обращений. Наиболее распространенными являются устные заявления и письма в бумажной или электронной форме. В последнем случае запрос может быть деловым запросом, запросом, направленным гражданином в организацию, или запросом, адресованным работником работодателю. Обычно заинтересованное лицо направляет запрос в письменном виде. В этом случае субъект может подтвердить факт выражения своего мнения по конкретному вопросу. Однако на практике даже устные заявления могут быть действительными. Например, в судебных делах сторона выражает свое мнение по какому-либо вопросу, и его слова заносятся в протокол заседания. Во многих случаях людям необходимо вести материальные записи своих мнений, просьб и предложений. Например, заявление в ЗАГС подается на бумаге.
Деловое письмо Зачем создается этот вид письма? Оно используется для того, чтобы объяснить позицию автора, выразить свое отношение к тому или иному вопросу, обосновать или предложить выход из ситуации. Обычно в таких письмах не задаются вопросы. В большинстве случаев они носят предупредительный характер. Их пишут, чтобы зафиксировать свою позицию по какому-либо вопросу и проинформировать другую сторону в случае разногласий. Важно отметить, что грань между письмами-просьбами, письмами-требованиями и письмами-запросами довольно тонкая. Поэтому, прежде чем приступить к составлению запроса, необходимо четко понимать его цель. Деловые письма должны быть написаны в соответствующем формате. Не существует фиксированного формата, поэтому организации могут составлять свои собственные. Однако существуют определенные требования, которые должны быть включены в письмо. К ним относятся следующие. Фирменное наименование (эмблема) отправляющей организации. Если юридическое лицо имеет право изображать на своем бланке герб Российской Федерации, то оно должно изобразить и эту эмблему. Код организации. Основной государственный регистрационный номер. Название организации. Контактные данные. Эти данные должны быть указаны во всех официальных письмах. Кроме того, обязательно должны быть указаны. Дата составления документа. Сведения о получателе информации Название документа Изложение позиции и предлагаемый текст Получатель отмечает, что письмо исполнено, ответственное лицо и что форма представлена.
Существует заблуждение, что положения данного закона распространяются только на государственные организации, территориальные органы власти и фискальные органы; следует отметить, что перечень организаций, обязанных соблюдать положения ФЗ-59, гораздо шире: по состоянию на 2013 год в этот перечень входят также организации, выполняющие публичные функции. С другой стороны, регламент не дает четкого определения этих функций. Однако из его формулировки ясно, что понятие "общественный интерес" очень широкое. Поэтому теоретически оно охватывает широкий круг организаций, клиентами которых являются граждане. Цели обращения Обращения по вопросам гражданского права преследуют различные цели. Субъект может искать помощи в реализации своих прав и свобод или в исполнении своих законных желаний. Поэтому заявление может быть подано одним или несколькими лицами. Например, заявление в орган ЗАГСа может быть подано двумя лицами, которые являются будущими супругами. Заявление может содержать уведомление о правонарушении или ином нормативном акте. Например, лицо, заметившее преступление, пишет заявление в полицию. Граждане могут сообщить о действиях государственных или местных органов власти. Например, если были нарушены права потребителей, лицо направляет обращение в подразделение Роспотребнадзора.