Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, - это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце. (12+)
СЕМЬЯ
Сергей Рахманинов родился в усадьбе Семеново Новгородской губернии (по другим данным, в имении Онег Старорусского уезда Новгородской губернии) 1 апреля 1873 года в дворянской семье с давними музыкальными традициями. Его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808 - 1881), отличный пианист, выступал в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами своего времени. Его отец Василий Аркадьевич тоже имел недюжинные музыкальные способности, но соглашался играть только в дружеском кругу. Прекрасным музыкантом была и его мать - Любовь Петровна, которая и стала его первым учителем музыки.
ГОДЫ УЧЕБЫ
В возрасте девяти лет Сергей стал учеником младшего класса Санкт Петербургской консерватории. Затем продолжил обучение в Москве в известном частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И. Чайковскому. В 1888 году он поступил в Московскую консерваторию на старшее отделение. Сергей вышел из ее стен в 19 лет, имея золотую медаль и два образования – пианиста и композитора.
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).
ТРУДОВАЯ БИОГРАФИЯ
Трудовая биография Сергея началась вскоре после выпуска из консерватории. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского. С весны 1894 года он начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И. Мамонтова.
В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым. Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу в Англию. В первые годы нового столетия великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года занимает пост капельмейстера Большого театра.
ЖЕНИТЬБА
В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года Татьяна.
Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает в сольных и симфонических концертах. Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном издательстве. Став в 1910 году совладельцем Ивановки Сергей Васильевич увлекается "сельскохозяйственной деятельностью". Любимым отдыхом для него становится езда на автомобиле, приобретенном в 1912 году. Разразившуюся мировую войну 1914-1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. Он постоянно участвует в благотворительных концертах.
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА
Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В. Рахманинов уже больше не возвращался в Россию.
В ЭМИГРАЦИИ
В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке. Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя.
Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы проводили лето в Европе, возвращаясь осенью в Нью-Йорк. В 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской деятельности и в течение года им были написаны четвертый концерт и "три русские песни" для хора с оркестром.
В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии, недалеко от Люцерна. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" (СЕргей и НАталия Рахманиновы) и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни.
В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей концертной деятельности.
ВОЙНА 1941 – 1945 гг.
Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Он совершил пять турне с концертами по США и Канаде. Доходы от этих турне – многие десятки тысяч долларов – перечислялись им в Американский фонд помощи Советскому Союзу. 19 ноября 1941 г., пересылая очередной чек генконсулу СССР в Нью-Йорке В.А. Федюшину, Рахманинов писал: «Это единственный путь, каким я могу выразить мое сочувствие страданиям народа моей родной земли… Хочу верить, верю в полную победу!»
После победы под Сталинградом С.В. Рахманинов написал краткое письмо И.В. Сталину: «...теперь я уверен, что моя Родина победит агрессоров. Я восхищен и тем, что вопреки тяжелейшим испытаниям музыкальная культура борющейся России, в том числе русского народа, продолжает удивлять мир, жива и всячески развивается. Готов согласиться, что мы, вероятно, ошибались в начале 1920-х гг., считая, что российское искусство обречено на уничтожение или перерождение…» Через 10 дней Сталин ответил лаконично и весьма предметно: «…благодарю Вас за откровенное письмо и за то, что Вы делаете для нашей общей Родины. Можете не сомневаться, что истинным патриотам всегда будет обеспечена свобода жизни и творчества в нашей стране».
Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне.
Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.. Он был похоронен на русском кладбище в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем. Обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Впервые вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: глубокая содержательность исполнения; внимание к интонационному богатству музыки; «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Вся информация взята из интернет-ресурсов.
❤️Спасибо,что дочитали до конца. Подпишитесь на наш канал, чтобы первыми узнавать все самое интересное.❤️ Ставьте лайки и делитесь этой статьей с друзьями․