На горной возвышенности, где воздух чист и прохладен. В местности, где густые туманы клубятся в низине, словно дым из трубки великана. На плоской вершине горы возвышается здание пространственной лаборатории.
Это массивный шар, книзу плавно переходящий в квадрат. Высота нижнего этажа с трёхэтажный дом. Сама сфера, украшающая его, в шесть раз больше.
По вечерам, когда солнце опускается на уровень горных вершин, а небо становится прозрачным как вымытое окно, стенки шара раздвигаются, словно раскрывается огромная пасть, из глубины выдвигается гигантская труба постранствавизора. С помощью него, учёные и сотрудники лаборатории ведут круглосуточный мониторинг глубин космического пространства.
За пультом управления сложного механизма пространствавизора сидит молодой сотрудник Ян. Невысокого роста с короткострижеными русыми волосами, облачённый в белоснежный халат с эмблемой зелёного овала.
Он внимательно следит за приборами машинного блока, куда стекается вся информация, полученная пространствавизором. Электронный мозг обрабатывает её и выводит на экран главного монитора.
Синева экрана вспыхивает хаотичными вспышками, но вскоре картинка нормализуется и взору Яна предстаёт волнообразное возмущение далёкой туманности, удалённой от точки наблюдения на многие миллиарды километров. Сделав снимок с экрана, Ян отправляет его старшему распознавателю.
Старший распознаватель Смут, человек в годах. С седыми волосами, что спадают белым водопадом на худые плечи. Взгляд умудрённого опытом человека, устремлён на экран. Смут снимает очки из рогового панциря морского млекопитающего и устало протирает переносицу. Звенит зумер. Женский голос И.И. беспристрастно произносит;
— Получено новое изображение.
Ян, хмуря седые брови, водружает очки и нажимает кнопку приёма. На экране вспыхивает изображение. Он чуть наклоняется к экрану, пытаясь рассмотреть мельчайшие детали.
— Видимо, зарождение звезды. Или… — он откидывается на спинку стула, — вспышка сверхновой. "Интересно. Если мощность энтропийного поля превысит…" Ян пододвигает к себе стебелёк микрофона внутренней связи:
— Отдел наблюдения, всю сводку ко мне каждые полчаса.
Уже под ночь, на столе у Смута образовалась высокая стопка снимков. Смут взял один, затем другой. Брови хмурились. Выражение лица становилось всё более серьёзным. Рассмотрев все полученные снимки, Смут устало сдёрнул очки:
— Катастрофа. — он тяжело поднялся, и заложив руки за спину, добавил:
— Рано. Нужно больше данных.
Прошло пять лет. После многочисленных наблюдений учёные пришли к выводу: в их пространство надвигается большая масса внепланетного вещества.
Спустя десять лет ситуация прояснилась: произошёл разрыв пространственного континуума с выбросом серого вещества.
Минуло двадцать пять лет. Новые сотрудники внепространственной лаборатории засекли медленное внедрение огромной массы вещества, отличного от их континуума. Правительство приняло решение отправить в далёкий полёт автоматический зонд "Исследователь 1"
Спустя ещё три года, от него получили первые данные. Их обработка показала: не поддающееся воображению, и расчёту размеров тело, стремительно приближается и их планете.
Наблюдения продолжались. Минуло семь лет, и с зондом пропала связь. Полученные снимки неизвестной массы вещества не предвещали ничего хорошего. Спустя сорок два года, стало ясно: гибели их родной земли не миновать.
На следующий год по объединённому вещателю объявили глобальную эвакуацию. Эвакуация продлилась долгих девять месяцев. Большинство жителей укрылось в глубоких шахтах и укреплённых бункерах. Малоимущие обитатели планеты остались предоставленными сами себе.
А через три месяца нахлынула первая волна межпланетного возмущения. В одно мгновение родная планета сменила направление вращения. Семьдесят процентов населения погибло. Ушло под воду тридцать процентов суши. Начались эпидемии и голод.
Внепространственный объект приблизился очень близко к земле. Приливные возмущения полностью изменили поверхность. Выжившие обитатели с ужасом наблюдали на небосводе огромные отростки неизвестного тела, заполнившего весь небосвод.
Прошло тридцать пять лет после вселенской катастрофы. Деградация общества родила культ иноземного тела. Люди поклонялись ему, назвав его "Долор".
Небо окрасилось в красные тона, ослабив свет родного светила. Начался ледниковый период.
Минуло ещё шестьдесят лет. Пережившие катастрофу образовали новое общество. Во главе его стояли шаманы и адепты культа "Долор".
Спустя шестнадцать лет ужасный и неопознанный "Долор" начал очень медленно отступать, и через долгих сто пятьдесят лет пропал из виду.
Нахлынула новая беда. После исчезновения "Долор" земля вновь сменила полюса, убив почти всё выжившее население.
Спустя триста восемьдесят лет, на земле процветала новая цивилизация учёных и философов. О Долор остались обрывочные воспоминания. Но и те постепенно превратились в мифы и легенды. Жители возвели новые исследовательские институты, по изучению внеземного пространства.
В зале управления сидели двое: новые сотрудники исследовательской лаборатории. Помимо изучения пространства их связывала ещё одна страсть, огромный интерес к древним культам.
— А ты знаешь, как древние представляли наш мир? — спросил один из исследователей.
— Нет.
— Они считали, что мы живём в огромном человеке.
Собеседник рассмеялся:
— А, что похоже. Во гляди. — он развернул экран на стене. — Это снимок нашего пространства, а это наша клетка в очень сильном увеличении.
Собеседник шагнул к экрану и задумчиво почесал подбородок:
— Да связь, несомненно, есть. А ведь древнее божество звали "Долор".
Первый собеседник вскочил со своего места и подбежал к собеседнику:
— Знаешь, я как-то попытался перевести это на наш язык, — он впился взглядом в своего коллегу.
— И?
— Вот что выдал вычислитель. — Первый собеседник достал блокнот с записями: "Долор – близкий перевод "Заноза".
Второй рассмеялся:
— Несомненно, у древних была богатая фантазия!
А теперь взгляните на эти события с другой стороны. Все долгие столетия сожмутся в буквально на несколько минут.
— Ой, мама! Я занозу посадил! — вскрикнул черноволосый мальчик и подбежал к своей маме.
— Дай посмотрю. Ого целая палка. Ну-ка не шевели пальчиком.
— Ой! Больно!
— Вот и всё, вытащила твою занозку.
Эти события развернулись на долгие 710 лет для жителей прекрасной земли Ротана. Которая находится в пространстве одной из клеток нашего организма. Быть может, и мы живём в огромном организме? Как знать, как знать.