Сравните две приложенные фотографии: изумительно прекрасный природный ландшафт и крупные предприятия -загрязнители окружающей среды. Возможно ли мирное сосуществование этих двух антиподов? Наверное –да, т.к. эти понятия неотделимы друг от друга, но все же минимизация экологического вреда должна быть в приоритете.
Находить оптимальное сочетание и даже спасать одно от другого должна адекватная экологическая политика, особенно на местах. На основе своего опыта попробую оценить эффективность управления природоохранной деятельностью в нашем регионе и еще раз публично сделаю предложения органам власти, призванным принимать решения по коренной перестройке дела охраны природы в регионе и в стране.
В Республике Башкортостан, как и в иных регионах России, отсутствует система взаимодействия 17 министерств и ведомств, в той или иной мере занимающихся экологией, что не позволяет обеспечить экологическую безопасность населения, а их деятельность способствует пока только определенному торможению негативных изменений в природной среде. При этом повышения эффективности деятельности органов власти в сфере охраны окружающей среды не отмечается, а скорее наоборот- она снижается. Законодательное разграничение функций охраны окружающей среды, как единого объекта регулирования, между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, привело к тому, что в России отсутствует государственный орган, ответственный за экологическое состояние конкретных административных территорий, а руководители регионов формально несут ответственность только по двум показателям: проценту очистки сбрасываемых сточных вод и доли переработки образующихся отходов. Органы местного самоуправления вообще устранились от управления качеством окружающей среды на своих территориях.
Основной природоохранный орган региона- Министерство природопользования и экологии РБ, но оно имеет две противоположные функции: разрешать и управлять использованием природных ресурсов и контролировать все природные сферы. К примеру: министерство создает и обеспечивает эффективную работу системы управления отходами и само себя контролирует. Аналогично по общераспространенным полезным ископаемым.
В некоторых регионах решили разделить эти функции и образовали самостоятельные министерства экологии. К примеру, министерство ЖКХ региона управляет отходами, а Минэкологии его контролирует. И такая система работает более эффективно, что может быть примером для подражания.
Союз экологов РБ уже не раз предлагал в целях координации природоохранной деятельности ввести в структуру Правительства РБ должность заместителя премьер-министра, совмещающего должность министра экологии и координирующего природоохранную работу Минлесхоза РБ, а также региональных управлений Росприроднадзора, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Роснедра, Росводресурсов, Росрыболовства, Росгидромета и иных функциональных ведомств. Правовая основа есть, а реализация этого предложения позволит резко ускорить решение экологических проблем и процесс привлечения финансовых средств на их решение. Увы- нет решения.
Органы власти РБ за последние годы приняли пока предложения Союза экологов РБ ввести должность советника Главы республики по экологии и создать Общественный экологический совет при Правительстве РБ, но никто не видит работы этих межсекторальных институтов власти, тем более ее результатов.
Президент республики Р.З. Хамитов лишь дважды принял и реализовал наши предложения: введение в штат Минэкологии РБ должности заместителя министра по управлению отходами и рассмотрение на Совете безопасности РБ наиболее крупных экологических проблем РБ 7 декабря 2011 года. С тех пор Совет безопасности не возвращался к экологическим проблемам, несмотря на нашу активную переписку с администрацией Главы региона.
Вывод из указанного: перезревшие и усложняющиеся экологические проблемы нужно решать в первую очередь на уровне регионов и местных сообществ. А для этого нужна политическая воля органов власти и активное участие всего населения.
А. Веселов