Вчера мы немного рассказали о следах амурского тигра в местном для его ареала фольклоре, сегодня чуть коснёмся отголосков дальневосточного леопарда – чуть менее известного, но не менее впечатляющего.
У нанайцев и удэгейцев сохранилась разнообразная информация о дальневосточном леопарде. Его ареал занимает обширные районы Северо-Восточного Китая, Корейского полуострова и южных районов Приморья. Существует леопард на указанной территории со времен верхнего плейстоцена.
Некоторые исследователи предполагают, что ареал дальневосточного подвида леопарда в Китае, возможно, в прошлом доходил на юге до Пекина. По рассказам коренных жителей Нижнего Амура, этот хищник раньше встречался вдоль течения р. Амур до побережья Японского и Охотского морей и далее – на о-ве Сахалин. По данным удэгейской топонимики, леопард обитал в бассейне р. Самарги. На ее притоке – Ягаму – он выводил свое потомство в пещере.
Нанайцы заметили, что леопард слабее тигра, но хитрее. Обычно во время борьбы он остается победителем. Тигр на него не нападает, старается обойти стороной. Н.М. Пржевальский предполагал, что, возможно, удэгейцы и нанайцы почитали этого зверя, как и тигра, однако Л.Я. Штернберг отметил, что культ леопарда не получил у них такого развития, как культ тигра.
В удэгейском языке леопард обозначается словом яага/яга, в нанайском – ярга, в маньчжурском – ярга/ ярха. Еще Р.К. Маак у уссурийских нанайцев отметил название барса тьрга. Возможно, эти слова имеют этимологическую связь с термином ягуар, которым обозначается группа крупных кошек в фауне Северной и Южной Америки. В религиозных практиках индейцев доколумбовой Америки могущественный ягуар являлся объектом поклонения и почитания.
Леопард – постоянный спутник тигра. Он пожирает остатки его добычи. Деревянные культовые скульптуры барса предназначались для вселения в них духов болезней. П.П. Шимкевич отметил, что нанайцы по просьбе шамана изготовляли для больных при сильном жаре, простуде, болях в пояснице, суставах и брюшном тифе скульптуру пантеры (черного леопарда) ярга. Удэгейцы вырезали фигурки барса на шаманских столбах. Манегры (одно из подразделений эвенкийского этноса) помощником шамана считали духа грома агди, которого по ассоциации связывали с барсом.
Пользуясь случаем, хотели бы поблагодарить опекуна камышового кота Заури, дальневосточного леопарда Николая и амурского тигра Тихона – компанию РГ-Девелопмент. (https://t.me/rgdev_official).
На основе: Подмаскин В.В. Древние представления о тигре и леопарде у коренных народов Нижнего Амура и Сахалина как историко-этнографический источник // Манускрипт. 2020. №12.