Найти тему
Московский Зоопарк

Амурский тигр в фольклоре

Обычно мы рассказываем о сугубо биологических фактах, однако не менее интересен след амурского тигра в местном фольклоре.

Почитание тигра в Приморье и Приамурье известно с древних времен. Культ этого зверя имел распространение по всему Китаю, Японии, Монголии, Маньчжурии и в Корее. Его изображения, наравне с драконом, присутствуют в декоративно-прикладном искусстве, на алтарях божниц и кумирен.

Тигр пользовался особым уважением, почитался как царь зверей. Сохранился мифологический рассказ о том, как часть негедальского рода Насихагил породнилась с тигром для помощи при добыче зверей. Дух-хозяин тайги, по мнению охотников, добывал зверей и оставлял их на своих следах для людей-родственников. Тигр считался полезным хищником – «хозяином» тайги, загонявшим промысловых животных в район охоты.

Тигр у тунгусо-маньчжуров и нивхов считался священным животным, запрещалось даже говорить о нем, поскольку люди верили, что он понимает их речь. Признавая превосходство зверя в силе и хитрости, охотники возвели его в ранг сверхъестественного существа, одаренного мудростью и другими человеческими и божественными качествами.

Для большинства тунгусо-маньчжуров он не являлся объектом охоты. Считалось грехом не только убивать тигра, но и топтать его след. Ороч, наткнувшись на такой след, чтобы избавить себя от неприятностей, бросал на него огниво и трут. Удэгеец, обнаружив в тайге отпечатки лап хищника, отсчитывал семь его следов, становился на колени и просил зверя послать к охотнику промысловое животное. Многие китайцы и маньчжуры также боялись следов тигра и, когда случайно обнаруживали их, кланялись им, клали на тропинку умилостивительную жертву в виде обрывка одежды, мелкой монеты или хлебных зерен.

По словам орочских охотников, кто убьет тигра, того съест другой тигр. Тигра хоронили как человека, не допускали над ним кощунства. Его клали в сруб и рядом ставили знак в виде двух кольев со стружками, свидетельствующий, что это место для охотника запретно.

Самаргинским удэгейцам запрещалось употреблять в пищу мясо этого зверя и снимать с него шкуру. Ульчи, обнаружив убитого хищника, опускались перед ним на колени и оплакивали как близкого родственника. Нанаец, случайно убивший тигра, должен был принести жертву в присутствии рода, ведущего свое происхождение от этого зверя. Негидальцы называли тигра аминти – отец наш.

Пользуясь случаем, хотели бы поблагодарить опекуна камышового кота Заури, дальневосточного леопарда Николая и амурского тигра Тихона – компанию РГ-Девелопмент (https://t.me/rgdev_official).

️На основе: Подмаскин В.В. Древние представления о тигре и леопарде у коренных народов Нижнего Амура и Сахалина как историко-этнографический источник // Манускрипт. 2020. №12.