Рабочий поселок имени Цюрупы находится в Воскресенской районе Подмосковья в пятнадцати километрах к северу от Воскресенска. Места вокруг поселка уникальные - красивый сосновый лес вырос на песчаных холмах и с 1988 года эти дюны, поросшие лесом, стали особо охраняемой территорией. В самом поселке из достопримечательностей обычно упоминают храм Тихвинской иконы Божией матери, построенный в конце XIX века и действующий до сих пор. Однако есть еще одна достопримечательность, которой поселок обязан своим образованием в начале прошлого века.
Современное название и статус рабочий поселок им. А.Д. Цюрупы получил лишь в 1935 году. До этого момента на протяжении веков здесь стояло село Ванилово и несколько небольших деревень - Минино, Левычино - в начале XX столетия выросших и объединившихся в один поселок. История этих населенных пунктов уходит глубоко в века - первое письменное упоминание относится еще к XIV веку, когда они относились к Брашевскому стану Коломенского уезда. Например, в завещании Ивана Калиты - князя Московского, великого князя Владимирского - написанном им примерно в 1339 году перед поездкой в Золотую Орду, упоминается весь стан Брашева и деревня Левычино в частности:
«Се дал есмь сыну своему большому Семену: Можайск, Коломну, со всими Коломенскими волостьми, Городенку, Мезыню, Песочну, Усть-Мерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани, деревни Маковец, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю,… село даю княгини Орининское, село Островское, село Копотеньское, сельцо Никульское, село Малаховское, село Напрудское у города...А се даю княгини с меньшими детьми: Сурожик, Мушкову Гору, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори слободка Сафроновская, Вохна, Дейково Раменье, Данилищова слободка, Машев, Селна, Гуслица, Раменье, что было за княгинею».
Позднее Ванилово и ближайшие деревни относятся к Ашитковской волости Бронницкого уезда и все так же являются государственной вотчиной. Однако в 1870 году, после отмены крепостного права, многие населенные пункты уже записаны, как принадлежащие крестьянам-собственникам. Также указано, что село находится в 4 верстах от большой дороги на Касимов, в 25 верстах от Коломенского шоссе. Близлежащая церковь во имя святого великомученика Георгия находится в 1 версте, на «Погосте Милино, Ванилово тож». Больниц, богоделен, школ, питейных, постоялых дворов, трактиров нет. Мельница одна. Также имеется два «красильных завода, в коих красится бумажная пряжа». Селению принадлежит земли 1320 десятин, пахотной 580 десятин. Сеется рожь, греча, овес. Мужского пола вместе с детьми 403, женского 405. Все население за исключеним 5 хозяйств занимается ткачеством нанки. Лошадей в деревне 49, коров 134, мелкого скота 49.
Карта 1854 года. Стрелкой отмечено Ванилово
На ткачестве нанки стоит остановиться отдельно. Нанка - это прочная хлопчатобумажная ткань, в XIX веке широко использующаяся для пошива одежды и считающаяся одной из самых дешевых. Часто упоминается в произведениях Льва Толстого, Тургенева, Гоголя, Достоевского и других русских классиков. Спрос на такую ткань в позапрошлом столетии был очень высок, а поэтому многие крестьяне занимались ее производством буквально на дому. Еще до отмены крепостного права в Бронницком уезде уезде было тринадцать маленьких крестьянских ткацких фабрик крепостных крестьян Балашовых, Белова, Шереметьева, Шинькова, Самтылова, Павловых, Гусева и др. Помещики поощряли подобные начинания, так как крепостные «фабриканты» платили своему помещику в виде оброка 50-70% от дохода, а крепостные рабочие —2/3 от суммы заработка в виде «оброка» или «подушных». Некоторым крепостным предпринимателям удавалось купить вольную и перейти в купеческое сословие. По некоторым данным одним из таких успешных крепостных фабрикантов был Александр Герасимович Гусев.
Схема работы была проста. Гусев развозил по крестьянским домам пряжу, а затем собирал готовую продукцию и продавал ее купцам. Удобно было всем - рабочие ткали нанку не выходя из дома - чем не удаленная работа? Учредителю же не надо было арендовать или строить производственные помещения. Дела шли хорошо и однажды А.Г. Гусев решил вывести производство на новый уровень - построить ткацко-красильно-отделочную фабрику в селе Ванилово. К тому моменту предприниматель уже давно принадлежал к купеческому сословию, да и крепостное право отменили. Сказано - сделано. Новая кирпичная фабрика начала работу в 1910 году. Почти все рабочие были местными жителями и давно занимались производством ткани на дому, а теперь перешли в специальные хорошо оборудованные цеха. Линейка выпускаемой продукции постоянно расширялась, а качество повышалось. Удачное расположение производства в нескольких километрах от станций Конобеево и Виноградово железной дороги Москва-Рязань тоже сыграли свою роль - вопрос логистики был решен отлично. При фабрике также появляется школа для детей рабочих и небольшая больница.
В 1917 году фабрика переходит под управление комитета рабочих, а вскоре меняется и ее название - теперь она значится, как «Трудящийся рабочий». После смерти в 1928 году А.Д. Цюрупы - главы Наркомпрода и инициатора продразверстки - фабрику переименовали в честь него.
Плакат времен продразверстки/wikipedia.org
Как вы уже догадались, ткацкая фабрика Гусева, как до революции, так и после, обеспечивала работой жителей всех окрестных деревень. И если когда-то раньше Ванилово, Минино, Левычино считали медвежьим углом и даже посмеивались над особым говором местных жителей, то благодаря фабрике жизнь здесь забила ключом, население стало увеличиваться, а к 1935 году село Ванилово практически слилось с близлежащими деревнями и в итоге их все объединили в один рабочий поселок - имени все того же Цюрупы.
Предприятие успешно просуществовало весь XX век, в годы ВОВ выпускало перевязочные материалы для фронта, а после войны занималось в основном техническими тканями. В 1990-е годы фабрику приватизировали, но уже к 1999 году она обанкротилась. С тех пор территория постепенно зарастала, а корпуса разрушались. В какой-то момент их начинали сносить, потом кто-то устраивал стихийную свалку, против которой долго боролись местные жители и в итоге победили, но однажды все просто забыли о предприятии и теперь его руины никого не интересуют, разве что местных мальчишек. Однако остались еще старожилы, кто помнит времена, когда Гусевская фабрика кормила весь поселок.
Координаты заброшенной ткацкой фабрики: 55°30'1"N 38°38'31"E