Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Знакомо ли Вам такое понятие как "Бутлегер"? Наверное, Вы часто могли слышать данное слово в контексте упоминания времен "Великой депресси" - экономического кризиса в США в 1920-е—1930-е годы. Именно в тот момент и появилось понятие "Бутлегер" (англ. bootlegger — (сленг) подпольный торговец, контрабандист) — подпольный торговец спиртным во время сухого закона в США в 1920-е—1930-е годы. Однако, подпольная продажа алкоголя была не только в США, но и в СССР! Казалось бы, жесткая рука товарища Сталина должна была напугать потенциальных контрабандистов, но бизнес на подпольной продаже алкогольных напитков процветал и породил за собой настоящую мафию! Сегодня мы поговорим о советском бутлегерстве, и я расскажу о том, кто наиболее преуспел в этом деле!
С чего все началось?
Чиновник Николай Мирзоянц в начале 50-х годов был заместителем начальника главного управления по виноделию при Министерстве пищевой промышленности СССР (Главвино). В то время он возглавлял контроль над советским виноделием. Это позволило ему сосредоточить в своих руках колоссальную власть: имел возможность назначать руководителем любого винодельческого предприятия в СССР своих людей. Соответственно, получатели подобных прибыльных должностей заносили Мирзоянцу за такое расположение круглые суммы. Чаще всего солидными денежными средствами располагали выходцы из Грузии. Одним из таких выходцев был Тенгиз Алабидзе, который возглавлял тбилисский банно-прачечный комбинат, и под крышей одной из городских бань действовал публичный дом, который Алабидзе за определенную мзду "крышевал". По информации "КГБ-Информ" (издание под крылом Комитета ветеранов Федеральной службы безопасности), за назначение директором только что отстроенного куйбышевского винзавода Алабидзе заплатил Мирзоянцу 170 тысяч рублей.
Как Алабидзе стал королем алкогольной мафии?
Алабидзе разработал со своими помощниками на куйбышевском винзаводе «Самтрест» интересную схему. Как то раз один рабочий винзавода, между делом упомянул сотруднику ОБХСС (ныне - отдел МВД по борьбе с экономическими преступлениями), что поставляемое из Грузии первичное сырье горит будто спирт. Экспертиза подтвердила предположения о значительном превышении в винном концентрате крепости, хотя по документам продукт соответствовал ГОСТу. Стало понятным, что в Куйбышеве сырье разбавлялось, после чего образовывалось от 60 до 100 процентов неучтенного вина и денег. Предприимчивый грузин совместно с вовлеченными в махинации соратниками, разбавляли вино обычной водой. В итоге вместо 5 бутылок вина получалось от 8 до 10. Объемы достигли такого уровня, что разбавленный продукт попросту некуда стало разливать. Директор завода быстро сориентировался наладить параллельную деятельность - прием стеклотары. Алабидзе распорядился принимать пустые бутылки дороже обычного, и народ с тарой буквально валил.
Разливали напитки прямо в заводском подвале, там же печатали громадными тиражами этикетки на основе украденных в типографии макетов.
Сбыт готовой продукции у Алабидзе тоже был поставлен на широкую ногу: в столовых, ресторанах и магазинах, куда поступало спиртное, работали "свои люди", которые имели свой процент с выручки. Сотрудниками ОБХСС было выяснено: только за год завод Алабидзе выпустил порядка 35 тысяч бутылок неучтенного спиртного, каждая из которых недоливалась. Этикетки печатались на ворованном типографском станке. Ежемесячная прибыль от таких махинаций составляла десятки тысяч рублей. Использовалась на винзаводах и примитивная технология недолива. В каждой таре не хватало приблизительно 15 миллилитров, что при крупных объемах производства превращалось в сотни литров неучтенного вина и, соответственно, сотни тысяч рублей. Щедрая часть сверхдоходов с завода Алабидзе, как и со всех остальных, отправлялась Мирзоянцу.
Как оперативники вышли на след алкогольной мафии?
Сотруднику Федору Невзорову начальство в начале 1950 года поручило присмотреться к нескольким гостям Москвы из других регионов СССР. Уж больно странно они себя вели: тратили огромные суммы денег в ресторанах, долго жили в гостиницах. Информаторы ОБХСС докладывали, что эти приезжие имеют отношение к винодельческому производству.
В 1951-м Алабидзе всё еще не смог совладать со своим богатством и открыто жил на "широкую ногу". Директор завода сорил деньгами направо и налево. Милиционеры начали следить за ним после его московского дебоша в ресторане, где пьяный Алабидзе после очередного визита с денежным "траншем" для Мирзоянца, во время кутежа подрался с посетителями. Госбезопасность всерьез взяла его в разработку, да так постаралась, что вскоре он в деталях сдал всех до единого подельников, не умолчав и о Мирзоянце. Организованная преступная группа, в которую входил Тенгиз Алабидзе, состояла из 16 человек, все они были арестованы.
Размах винного королевства потрясал. Силовики подсчитали, что коррупционеры ежегодно получали до 200 миллионов неучтенных рублей. Мирзоянца арестовали в доме его многолетней любовницы, где обнаружили миллион наличными. Несмотря на масштабы махинаций, грузина не расстреляли, он отделался 10 годами в колонии. В последующие несколько лет проверялись аналогичные предприятия по всей территории страны, где директора назначались Мирзоянцем. По итогам расследований сотрудниками БХСС было изъято свыше 10 миллионов рублей, полученных благодаря нелегальным схемам винной торговли. Все причастные прошли через суды и получили наказание.
Вот такая была интересная история советского бутлегерства! Всем спасибо за внимание и до новых встреч!
#ссср #бутлегер #коррупция #история #интересные факты #общество #мафия #история #алабидзе