Найти тему
Inventa Centre

Нужно ли волноваться, если ребенок не говорит в 2,5 года?

Такой вопрос родители задают очень часто, только в возрасте есть небольшие вариации. При этом часто бывает, что маму беспокоит отсутствие речи, она идет к неврологу, а специалист ей говорит: «Ничего страшного, заговорит позже». А потом начинаются проблемы. Так надо ли беспокоиться?⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

Первые слова у ребенка появляются в возрасте 12-18 месяцев. Но еще задолго до их появления у малыша должны последовательно развиваться навыки, без которых осознанная речь невозможна.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

С самых первых дней ребенок начинает присматриваться к окружающему его миру, рассматривает комнату, лицо матери. После 2 месяцев он узнает мать и отличает ее от других людей, которые берут его на руки. Его радость при виде матери выражается в активных движениях и ответной улыбке, а также в гулении — разных звуках, которые явно адресованы тому, с кем малыш общается.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

После 5 месяцев общение становится активно двухсторонним, причем ребенок стремится это сделать первым. У него еще нет речи, но все его действия, звуки, которые он издает, мимика и жесты направлены на общение. ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

К 8-9 месяцам несловесный диалог уже довольно длинный. Ребенок может долго играть с вами в разные игры типа «Ладушек» или «КУ-КУ», понимает выражение вашего лица, ваши интонации, откликается на свое имя, появляется лепет.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

К году диалог очень понятен. Если ребенок что-то хочет, он всеми средствами дает вам это понять. ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

К полутора годам он может последовательно показать Вам, что нужно надеть курточку, потом открыть дверь и вызвать лифт, если он хочет гулять. И в то же время он немного может подождать с исполнением этого плана, если вы его попросите, показывая, что вам нужно одеться или домыть посуду. ⁣⁣⠀

⁣⁣На этом фундаменте появляются первые слова, часто очень эмоционально окрашенные, наполненные яркими чувствами, когда малыш очень рад или, наоборот, чего-то активно не хочет. Но основой для речи является вышеописанный эмоциональный коннект. Если его нет, нужно срочно бежать к специалистам. Без совместного внимания и невербального общения речь не встанет.⁣⁣⠀

⁣⁣

Стоит также обеспокоиться, если вы замечаете, что малыш не реагирует на ваш голос, если не смотрит на ваше лицо, не отзывается на свое имя, если стоит к вам спиной, не вздрагивает от громких неожиданных звуков. В этом случае возможны проблемы со слухом, даже если эмоциональный контакт не страдает.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

К 2.5 годам у ребенка должна присутствовать речь в объеме двухсложных предложений. Если этого нет, стоит посетить невролога и логопеда. При исключении проблем неврологического характера логопед, как педагог, возможно увидит проблемы в вашем взаимодействии с ребенком. Возможно, вы не разговорчивы или не даете ребенку ответить в удобном для него темпе. Или выполняете все его желания, не давая о них заявить, по одному указательному «тыку». В любом случае, к 2.5 годам стоит поискать причины отсутствия слов у малыша, чтобы впоследствии не развилась темповая задержка речи. ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

❗️Не стоит ждать, когда проблема разрешится сама. Хотя, в ряде случаев так и происходит, остальные случаи ведут к усугублению сложностей.⁣⁣⠀

И особенно стоит насторожиться, если вы не видите описанной выше коммуникации без слов, которую мы представили выше. В этих случаях раннее вмешательство может предотвратить большие сложности в развитии и становлении речи.