Найти тему

Сибирские рассказы

«Алые сугробы. Сибирские рассказы»

В серии книг «Сибириада» вышло новое издание – сборник рассказов «Алые сугробы». В этом сборнике представлены авторы дореволюционного времени и авторы, отображавшие в своем творчестве первые годы советской власти. Все рассказы, объединенные под одной обложкой, рисуют общую сибирскую историю во всех ее взлетах и трагедиях. Издание сборника приурочено к 100-летию старейшего в стране литературно-художественного журнала «Сибирские огни».

Составитель этого сборника, писатель Михаил Николаевич Щукин, отмечает, что «именно со страниц «Сибирских огней» вошли в историю отечественной словесности многие славные имена, а тот прочный, надежный фундамент, который заложен был отцами-основателями, позволил журналу выжить на всех суровых исторических перекрестках и дожить до векового юбилея».

Авторы этого сборника объединены «неиссякаемой страстью к художественному постижению окружающего мира и столь же неиссякаемым желанием, чтобы мир этот посредством слова стал лучше». И. Кущевский, Н. Наумов, В. Короленко, В. Шишков, Г. Гребенщиков, А. Новоселов, И. Гольдберг, Л. Сейфуллина, В. Зазубрин, К. Урманов, Г. Пушкарев, М. Кравков – рассказы этих писателей, а также их краткую биографию найдут читатели в этой замечательной книге. Остановимся лишь на некоторых из них.

-2

Вячеслав Яковлевич Шишков (1873–1945). Настоящее и прошлое Сибири - главная тема его творчества. Такие романы, повести и рассказы, как «Угрюм-река», «Странники», «Прохиндей», «Шутейные рассказы» являются достоянием русской культуры. Его рассказы ярко рисуют самобытные нравы дореволюционной Сибири и драматические эпизоды гражданской войны.

Заглавный рассказ «Алые сугробы» завораживает поиском главных героев чудесного Беловодья, сказочной страны:

«Естъ на свете такая диковинная страна, называется она - Беловодье. И в песнях про нее поется, и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью ли или еще где-то. Скрозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу, путь свой править, и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет - ни пахать, ни сеять, - яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся - бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет, эта страна диковинная».

Рассказ «Краля» был написан в 1913 году в Томске. Доктор Шер влюбляется как мальчишка в местную красавицу Дуню. Он не сразу замечает, что не взаимная любовь, а холодный расчет двигают поступками Дуняши, которая изменяет ему с урядником. Переживания личности, тоска по семейному счастью, тяжелое одиночество – герои рассказов В. Шишкова наделены способностью чувствовать сильно и глубоко.

-3

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) - выдающийся русский писатель, журналист и общественный деятель, без творчества которого невозможно представить литературу конца XIX - начала ХХ в. Короленко не зря называли «совестью русской литературы». Как отмечали современники писателя, он не закрывал глаза на ужасы жизни, не прятал голову под крыло оптимизма, он не боялся жизни, а любил ее и любовался ею. Множество художественных произведений Короленко написал на основе личных впечатлений в годы ссыльных скитаний, главным образом во время сибирской ссылки в Якутии.

Интересен его рассказ «Мороз». Иван Сокольский рассказывает попутчику историю удивительного случая. Однажды в сильный мороз он встретил по пути одинокого путника. Сокольский проехал мимо, но после задумался – может быть, человек замерзнет насмерть? Он решает вернуться и найти путника. Ему помогает местный староста и поляк Игнатович, но к сожалению, они находят путника уже мертвым, а вскоре умирает Игнатович. С тех пор Сокольский мучается чувством вины, он сожалеет об утраченном времени и о том, что другой человек погиб из-за промедления. Мороз не оставляет человеку времени для раздумий и сомнений, действовать нужно быстро и решительно. Ведь как отмечал сам Короленко: «мороз – застывшая жизнь».

-4

Максимилиан Алексеевич Кравков (1887-1937) - геолог, писатель, краевед, директор Новониколаевского городского музея (Западно-Сибирского краевого музея). Активно участвовал в работе Общества изучения Сибири и ее производительных сил. М. Кравков побывал в Саянах, в Горной Шории, в низовьях Енисея. На основе своих впечатлений он создал целый цикл «Рассказы о золоте». Героями приключенческих рассказов Кравкова были охотники и золотоискатели, бродяги и политзаключенные. Писатель обращает внимание на внутренний мир героев, на психологию личности. Как правило, его главный герой – это сильный и смелый одиночка, противостоящий суровой сибирской природе и жизненным трудностям.

Рассказ «Шаманский остров» - это история двух золотоискателей, которые попали на удивительный остров. Михаил Тоболяк – главный герой повествования. Смелый и опытный охотник, он наконец-то упрашивает своего друга Тутэя показать ему дорогу на Большую Воду. Где-то там, в глубине есть Шаманский остров, содержащий золотую жилу. Тутэй проводит Михаила и его друга Петровича до большого озера, но дальше не идет. Он знает, что место это заповедное, и людям там делать нечего. Михаил и Петрович начинают промывать пробы и вскоре оба находят золото:

«Тоболяк нашел золото сразу, почти что в первой пробе. И сразу же появилось такое чувство, будто дня ему не хватит. Отметив находку, он рысью перебежал на другую гривку, попробовал там – опять золотой песок».

Петровичу на другой стороне острова тоже повезло. Оба стали лихорадочно добывать золото, позабыв о времени и погоде. Каждый ревновал к успеху другого, старался нагрести побольше, и случилась беда – на обратном пути перегруженная лодка попала под большую волну, опрокинулась и затонула. Только Петровича смог отыскать Тутэй, но и тот был уже не жилец.

Все рассказы, представленные в сборнике «Алые сугробы», читаются с захватывающим интересом. Живые, яркие картины старой Сибири и самобытные характеры героев – все это встретит читатель на страницах книги.

-5

Владимир Алексеевич Рак. «Сибирь – медвежья сторонка».

Владимир Алексеевич пишет под псевдонимом «Сармат». Родился в 1950 году в селе Покровка Марьяновского района Омской области. После окончания Иркутского художественного училища работал в Художественном фонде при Иркутском союзе художников. Владимир Алексеевич провел лингвистические исследования и доказал, что море Байкал – это никакое не «богатое озеро», как переводили это слово местные старожилы. Его название означает «Бьющий светом». На бурятском языке бай – «бить», а гал – «свет, огонь». Увлечение лингвистикой и любовь к родному краю подтолкнули к написанию романа «Сибирь – медвежья сторонка».

-6

Этот исторический роман переносит нас во времена раскола православной церкви. Мы узнаем, каковы были его причины и один ли Никон виноват в этом противостоянии? Когда-то думный дьяк Захар Иванович был близок к самому царю, но с реформой Никона все изменилось. Захар Иванович видел, как целые семьи, не желавшие подчиняться реформам, устраивали «гари» - поджигали себя, лишь бы не изменять вере. Многие уходили в далекую Сибирь, чтобы спокойно соблюдать свои обычаи и традиции. Именно они и положили начало многочисленным поселениям староверов. Сын Захара – Николай Думнов тоже ушел в Сибирь и стал там основателем нового рода. Владимир Алексеевич прослеживает жизнь его детей, внуков и правнуков вплоть до наших дней. Отмечает, какие трудности им пришлось преодолеть, чтобы обустроиться в Сибири.

«Конечно, они двинули, а как тут не двинуть: основная часть пути уже пройдена, не назад же возвращаться. После реки Енисея дорога была намного интереснее, чем дорога по обским степям, хотя и тяжелее тоже намного. За Енисеем начиналась огромная горная страна Алтай, а в горной стране и дороги горные. Даже просто наблюдать за дорогой было интересно: то глухарь собирал камешки на ней, то бурундучок свистел на обочине, а то и целое стадо косуль перебегало с одной стороны дороги на другую.

Частенько пассажирам приходилось покидать насиженные места на телеге и идти с ней рядом. А на особо крутых перевалах телеги приходилось даже толкать, помогая лошадям. Но зато дорога по другую сторону перевала в некоторых местах падала почти отвесно, и телеги катились так весело, что их нужно было сдерживать руками. Хотя это было только в первый день езды по горной дороге: уже на второй день мужики срубили жердину для каждой телеги. При спуске этой жердиной тормозили одно колесо, и телега мяконько спускалась.

На двенадцатый день подошли к удивительно красивой стране под названием Тофалария. О том, что этот край так называется, им сообщил ямщик со встречной почтовой тройки. Под вечер решили остановиться табором на берегу прозрачной речки. По её бережку расстилалась уютная поляна, которая продувалась лёгким ветерком. Этот ветер был хоть и несильным, но его как раз хватало, чтобы разогнать таёжный гнус. Развели костры, а когда уже начали строить шалаши, то на противоположном берегу реки увидели людей. Это был народ, похожий на эвенков, но и чем-то они от эвенков отличались. На их поляне стояло всего два чума, – стало быть, это не племя, а просто заезжие охотники. Позади чумов паслись три или четыре оленя».

Живой образный язык, описание волшебной природы Сибири – читатели пройдут вместе с героями книг сразу несколько веков – с XVIIдо XX. Благодаря отважным переселенцам и первопроходцам прошло совсем немного времени, как появилось новое поколение россиян, которое стало гордо называть себя сибиряками!

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента