Здравствуйте дорогие друзья и подписчики! Наш замечательный тренинг «Риск как ресурс антистарения» завершился. Вместе мы были целый месяц, хотя дней тренинга было всего семь. Все наши участники были на связи, мы общались в чате, выполняли домашние задания проходили тестирование, делились впечатлениями и отзывами. Включенность в работу, осознанность процесса эксперимента присутствовало в течении всех дней тренинга.
На итоговом занятии участникам предлагалось на выбор любой из понравившихся симуляторов или ту игру, на которую во время тренинга участники не решились или банально не хватило времени. В структуру тренинга были включены техники саморегуляции, релаксации, быстроты реакции, формирование навыков распределения внимания между несколькими действиями. Все эти техники предлагалось незамедлительно отработать на практике в виртуальной глубине, на высоте 80-ти этажного небоскреба, в компании с мертвецами и приведеньями и т.д.
Преимуществом ВР является то, что в любых условиях можно создать ситуации, которые провоцируют необходимые психические реакции человека для развития тех или иных навыков поведения и состояния в экстремальных и сложных жизненных ситуациях. Это очень важно, как для специалистов профессий особого риска, так и для людей из повседневной жизни, так как позволяет им справляться с различными фобиями, тревогой, стрессом и депрессией, а также с «выученной беспомощностью».
Во время тренинга часто поднимался вопрос о целесообразности рискового поведения для человека. В самом начале тренинга 80% участников предпочитали исключить риск из своей жизни. Это было по разным причинам: кому-то это было не нужно, кто-то просто боялся опасностей и сложностей в жизни, кто-то считал это не целесообразным. Как раз о целесообразном и осознанном риске пошла речь на заключительном дне тренинга.
Ведущая тренинга Татьяна Финагенова предложила пообщаться участникам на тему «Риск – это не только опасность».
Итак, оcтopoжнocть и страх – oдни из бaзoвыx инcтинктoв, кoтopые пoмoгли выжить чeлoвeчecтву, нo пocтoянный cтpax вoзмoжныx пocлeдcтвий мoжeт лишить человека успеха в различных сферах.
Давайте представим, что люди, которые в древние времена жили в пещерах, не хотят рисковать, их страх очень большой, они боятся выйти из пещеры, потому что слышал разные пугающие звуки животных. Что было бы с людьми, если бы они и дальше боялись рискнуть и выйти с пещеры: у них бы закончилась еда, вода, тепло и в конце концов они бы погибли. А если люди все-таки рискнули? Перед ними раскрылись такие возможности, как добыть пищу и воду, познать мир (узнали о существовании мира за пределами пещеры, за пределами их привычной зоны комфорта). Таким образом, мы должны понять, что любое изменение мы принимаем как угрозу или наоборот, как возможность. И то, чем будет для нас это изменение, решаем только мы сами. Мы можем всегда боятся неудачи, поражения, но наша задача научится преодолевать этот страх, и использовать риск в качестве личностного ресурса.
В завершающем дне были подведены итоги, на сколько тренинг помог каждому участнику повысить свою стрессоустойчивость, улучшить свое моральное и физическое состояние, как мотивировал или демотивировал на развитие и самореализацию. Были даны новые упражнения и техники на саморегуляцию.
Упражнение на дыхательную регуляцию и концентрацию внимания «Передышка»
Перед тем как начать наши ВР игры мы постараемся научиться концентрировать внимание на своем дыхании, на эмоциях и мыслях. Иногда в минуты напряжения и стресса, человек начинает задерживать дыхание, что ведет к дальнейшему напряжению нервной системы, в следствии чего Упражнение «Передышка» необходимо для того, чтобы расслабиться благодаря равномерному высвобождению дыхания.
Представьте, что у вашего носа находится пушинка, которую нельзя колыхать. В течении 2х минут дышите медленно, спокойно и глубоко, чтобы пушинка не улетела. Наслаждайтесь этим равномерным и неторопливым дыханием. При вдохе ощущаем свежесть воздуха, а на выдохе постараетесь высвободить усталость, напряжение и страх. И при этом нужно чтобы пушинка оставалась перед носом.
Упражнение «Юлий Цезарь»
(Для проведения упражнения необходимо подготовить стулья и свободное пространство, можно во время игры включить активную веселую музыку).
В игре принимают участие более 4х игроков:
Правила игры. В течение двух минут один игрок (Юлий Цезарь) обязан повторять все движения второго игрока, выполняемые им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении… Кроме того, Юлию Цезарю предстоит отвечать на непрерывные вопросы других игроков, задаваемых поочередно. Задавать вопросы и отвечать на них нужно быстро. Ответы «Да!», «Нет!», «Не знаю!» - не принимаются. Игра продолжается в течение двух минут. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь тот игрок, который показывал движения для Юлия Цезаря.
Основная задача данного упражнения была научиться действовать в условиях стресса, не теряя способностей, концентрировать внимание на задаче.
В завершении упражнения ведущий задает вопросы:
Какие действия было сложнее выполнять – повторять движения партнера или отвечать на вопрос? Случались ли во время игры мгновения кризиса, когда вы понимали, что теряете контроль над ситуацией? Что помогло вам преодолеть такие моменты и вернуться к выполнению задания? Какие стратегии мобилизации вспомнили и применили? Что вы вынесли для себя из игры? Что вы думаете сейчас о сильных и слабых сторонах своего поведения в кризисной ситуации.
В этот день участникам предлагалось использовать все навыки и умения совладания со стрессом, полученные в дни тренинга, и закрепить их в ВР-пространстве.
Самыми популярными оказались Richie`s Plank (планка на высоте небоскреба), The Climb (скалолаз), Rush (свободный полет) Ocean Rift (погружение с морскими животными), Dreadhalls (бродилки в темноте с призраками).
Во время обсуждения многие поделились своими успехами, кто-то смог взобраться намного выше на гору в The Climb, чем в первый раз и уже не было паники, а было больше азарта и осознанности, человек бросил вызов себе. Кто-то расслабился в мире морских гадов в Ocean Rift и даже рискнул дотронуться до них. Многим нужно было попробовать себя снова на планке Richie`s Plank, чтобы наконец сделать шаг в бездну. Страх темноты и привидений – распространенная фобия, получить заряд адреналина от призрака за дверью или резкой смены кадра в Dreadhalls– вот какое напряжение испытывали респонденты в данном симуляторе. В гонках в Epic Rollercoaster или Dragon rollercoaster потеря контроля была основным стресс-фактором, с которым участники учились справляться.
Во время работы на симуляторах риска пока не всем удавалось применить те навыки, которые давались на саморегуляцию и стрессоустойчивость в предыдущие дни, но ведь эти навыки нужно оттачивать при ежедневной работе над собой, чтобы превратить свой организм в слаженный механизм, способный правильно отслеживать сигналы об опасности и использовать уже готовый и отлаженный механизм действий. Когда все отлажено, тогда больше уверенности в себе, человек собран и включен в процесс, четко понимая результат своей деятельности. Отличные результаты не только учат, но и дают стимул к развитию, понижают наш биопсихологический возраст, психоэмоциональный фон улучшается, меняется внешность и манеры поведения. Наши участники за время тренинга преобразились, стали более раскованными, слышалось больше шуток и смеха, ответы на шерринге стали более откровенными и осознанными.
В целом, участники приобрели навыки по преодолению страха и неуверенности, развили умение не терять самообладание в кризисной ситуации, таким образом снизили уровень стресса для организма. А на сколько отрегулировали свой биопсихологический возраст участники, мы поделимся позднее, когда проведем расчет всех выданных тестов.
Благодарим всех, кто был с нами все дни тренинга и интересовался процессом!
Пишите, кто бы еще хотел поучаствовать в проекте. Какая тема наиболее захватывает и кажется актуальной? Задавайте нашим респондентам вопросы, они с удовольствием, думаю, поделятся опытом.
До новых тренингов!
Руководитель и организатор проекта: Березина Татьяна Николаевна, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии.
Тренинг проводится в рамках проекта РНФ № 19-18-00058-П
Автор материала: Скоробогатова Т.Н.