Найти в Дзене

ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ

“Притворяясь, что не веришь в успехи ребенка, можно его на успехи подвигнуть. Надо ему сказать: “Я уверен, что вы никогда не сумеете подняться на такую высоту”; он сделает усилие и поднимется. Детей и общество надо пришпоривать честью. Этого я и хочу добиться своими консультациями” (Альфред де Виньи, 16 января 1837). Нынешние школы “цивилизованных” стран, которые ничему не учат, потому что в них запрещено пришпоривать учеников и нет установки приучать учеников к усилиям, – это, конечно, изобретение дьявола. “Что может быть глупее, чем заниматься политикой?” – спрашивает кто-то в твиттере. Это вопрос обывателя, убежденного, помимо прочего, что политика – грязное дело и что ею могут заниматься только проходимцы. Эти давние заблуждения нужно развеять. Политика – не более глупое или грязное занятие, чем любое другое. Все зависит от того, как понимать политику и кто ею занимается. О том, что это грязное занятие, больше всего любят говорить те, кто приватизировал политику и хочет оправдать с
Художник А. Девериа. Портрет А. де Виньи
Художник А. Девериа. Портрет А. де Виньи

“Притворяясь, что не веришь в успехи ребенка, можно его на успехи подвигнуть. Надо ему сказать: “Я уверен, что вы никогда не сумеете подняться на такую высоту”; он сделает усилие и поднимется. Детей и общество надо пришпоривать честью. Этого я и хочу добиться своими консультациями” (Альфред де Виньи, 16 января 1837).

Нынешние школы “цивилизованных” стран, которые ничему не учат, потому что в них запрещено пришпоривать учеников и нет установки приучать учеников к усилиям, – это, конечно, изобретение дьявола.

“Что может быть глупее, чем заниматься политикой?” – спрашивает кто-то в твиттере. Это вопрос обывателя, убежденного, помимо прочего, что политика – грязное дело и что ею могут заниматься только проходимцы.

Эти давние заблуждения нужно развеять. Политика – не более глупое или грязное занятие, чем любое другое. Все зависит от того, как понимать политику и кто ею занимается.

О том, что это грязное занятие, больше всего любят говорить те, кто приватизировал политику и хочет оправдать свои поступки. Кроме того, они не хотят, чтобы люди с другими представлениями о политике мешали им.

Сама по себе политика – не грязное дело. Грязной ее делают люди, например, инициаторы подрыва Северных потоков. Но в истории всегда можно найти примеры, когда борьбу ведут не два подлых интереса, а правда и ложь, благородное побуждение и низость и т.д.

Разве в Смутное время в истории, которую замутил Гришка Отрепьев со своими поляками, мы не будем различать Гришку и, с другой стороны, купца Минина и князя Пожарского? Разве последние – не пример благородства, достойного всяческого восхищения? Какая же здесь грязь?

Грязь там, где повторяется история Гришки.

В ХХ веке это пломбированный вагон и деньги, взятые у враждебного государства, чтобы захватить власть в своей стране. И плевать на то, сколько крови при этом прольется и какие последствия будут для самой страны.

В XXI веке это деньги, взятые у стран, которые проводят политику сдерживания России, чтобы потом, придя к власти, осуществлять эту политику практически. Потому что с хозяевами нужно будет расплатиться по счетам. Все долги записаны.

А в качестве оправдания – недавние откровения одного из “лидеров” оппозиции, что родина там, где лучше кормят. Философия насекомого.

Теперь о глупости. Любое дело можно превратить в глупость, если им занимаются глупые люди.

Но когда о политике пишут Платон, Данте или Тютчев, кажется, что более захватывающего и важного занятия на земле нет, потому что оно касается всех без исключения.

От политики до вершин художественного творчества – один шаг: например, “Бесы” Достоевского. Альфред де Виньи пишет о своих книгах: “Сен-Мар” и “Герцогиня Портсмутская”[1] могут называться политическими романами” (20 июля 1837).

Чем больше мыслящих и честных людей придет в политику сегодня, тем достойнее и счастливее будет жизнь наших детей и внуков. Думаю, для этого не мешало бы оживить, начиная со школы, представления о чести, понятные всем еще в XIX веке, а в ХХ подзабытые.

А для этого “учить нужно только двум вещам – Труду и Преданности” (там же). Преданности “родному пепелищу” и “отеческим гробам”.

Слова о Труде, которые ученики должны бы учить наизусть в каждой школе, чтобы понять, что значит быть достойным человеком: “Труд – дело прекрасное и благородное. Он дает ту гордость и уверенность в себе, которых не могут дать унаследованные богатства. Да будут же благословенны несчастья минувших времен, лишившие отца и деда их огромных замков в Ла Бос, – ведь благодаря этим несчастьям я изведал радость рабочего, несущего заработок своей матери – втайне, так, чтобы она и не заметила” (26 декабря 1837).

[1] Неосуществленный замысел Виньи. Осуществлен Рафаэлем Сабатини.