Найти тему

«Метро 2033»: постапокалипсис по-русски. Часть 4.

Оглавление

Продолжаем разбирать, как роман о жизни в Московском метро будущего стал одним из самых известных фантастических произведений на русском языке. Предыдущие части можете читать по ссылкам:

Автор Екатерина Смоленская

Кто живет в метро?

В метро людям удается сохранить приверженность определенным идеалам. На станциях существуют различные формы правления, некоторые жители подземки объединяются в конфедерации, иногда возникают стычки или даже военные конфликты. Такое государственное деление подается не без юмора: красной веткой заведуют коммунисты, а кто-то провозгласил себя четвертым рейхом и переименовывает Чеховскую станцию в Вагнеровскую, а Тверскую — в Дарвиновскую. Им лучше не попадаться. Есть здесь и сатанисты, которые надеются в буквальном смысле докопаться до преисподней, и свидетели Иеговы, раздающие людям уютные балахоны и обучающие слову Божьему. Кришнаиты хотят забраться в Курчатовский институт, взорвать реактор и «всем устроить нирвану». Словом, для десятка тысяч обитателей здесь достаточно разных идеологий.

На станциях метро есть и свои способы провести досуг. Люди тешат воображение байками о выживших на поверхности, о мутантах и людоедах. Под землей даже можно услышать пение под чудом уцелевшую гитару. На станциях «Третьяковская» и «Сухаревская» проводятся крысиные бега, а в игре Артем попадает на «Театральную», где выступают выжившие артисты.

Глуховский показывает, что даже в условиях постапокалипсиса обитатели метро стремятся оставаться людьми и пытаются восстановить привычный мир, в котором они жили до катастрофы.

Философия

В романе есть и философские мотивы, хотя раскрываются они только в финале. Развязка близка, и мы готовимся к традиционному для фантастических блокбастеров бою с монстрами, в результате которого погибнет кто-то из полюбившихся героев. Но в этот момент и происходит слом ожиданий. Оказывается, что эта книга не столько про противостояние добра и зла, сколько про попытку выяснить, как устроена человеческая природа, в чем наша сила, а в чем мы несовершенны.

Хэппи-энд оборачивается одновременно и личной драмой, и общечеловеческой трагедией. Артем узнает, что черные, которым он противостоял с самого начала, на самом деле не были врагами людей, а только пытались наладить с ними контакт. Но в тот момент, когда герой это осознает, город мутантов уничтожают ракеты. Эта развязка напоминает концовку романа Ричарда Мэтисона «Я - легенда». Его герой Роберт - единственный человек, который не заразился вампиризмом. Сначала он убивает вампиров, потом пытается найти лекарство, а в конце узнает, что зараженные построили новое общество, и для них он убийца. Так, оба романа критикуют ксенофобию - нетерпимость ко всему незнакомому и непривычному.

Мотив слепоты — физической и духовной — один из главных в романе Глуховского: наша сложная природа, наши страхи и мечты заслоняют от нас реальность. Герои блуждают во тьме, пытаясь осветить себе путь фонариками, но они слепы изначально. Только в конце Артем прозревает.

Неспособность открыть глаза и посмотреть на обновленную реальность, нечуткость к чужой правде, а также ослепление страхом — вот те причины, из-за которых люди в метро навсегда утрачивают возможность наладить связь с новой Москвой и вернуться на поверхность.

Вселенная “Метро 2033”

В продолжении романа «Метро 2034» Глуховский развивает тот же мир, но с другими героями, а в «Метро 2035» мы снова блуждаем с Артемом среди руин Москвы. Эти книги тоже нашли своих поклонников, тем более, что третья развивает скорее линию социальной антиутопии, нежели научной фантастики.

Сегодня роман имеет статус культового. Он стал настолько популярен, что авторы из России и других стран стали развивать мир, придуманный Глуховским. Расширенная вселенная «Метро 2033» открыла миру множество новых имен. Критики по-разному оценивают этот эксперимент, утверждая, что многие романы не оригинальны, хотя при этом все они написаны на достаточно хорошем уровне.

На основе «Метро 2033» создали также видеоигру - многие именно так познакомились с этой вселенной. А вот фильма пока не случилось. Хотя зарубежные продюсеры интересуются книгой, договориться с ними не удалось. Но в 2024 году мы все-таки увидим российскую экранизацию, сценарий к которой напишет сам Глуховский.

💬 Что вы думаете о мире «Метро 2033»? Вам больше нравятся игры или книга? Пишите в комментариях!

О том, как меняются социальные нормы и что такое «новая этика». Об этом мы рассказываем на нашем курсе-саммари «Основы этики: от софизма до феминизма». Всего 300 рублей, и вы получите системные и проверенные знания о процессе создания культурных феноменов.