Сегодня на моем канале - обзор архивных тестов от германского автомобильного клуба ADAC. Здесь будут автомобили, выпущенные примерно 30 лет назад - с модельного 1990-ого по 1993 год. Естественно, среди них присутствуют как более ранние модели, вставшие на конвейер еще в восьмидесятые, так и целый ряд новинок. К ним – особенное внимание. Тем более что наклёвывается некая битва поколений, «восьмидесятые vs девяностые».
Сможет ли новейшая E36 разгромить всех в европейском сегменте D, эпохальный W140 – разделаться со своими конкурентами в тяжелой весовой категории, а переработанная Audi 100 в кузове C4 – забраться на вершину бизнес-класса? Традиционно рейтинг составлен на основе наименьшей суммы штрафных баллов, которую каждая машина получила исходя из оценок по десяти разным параметрам.
P.S.: во избежание вопросов, как все эти машины разных классов могли попасть на один тест, напоминаю: сравнительных испытаний не было. Каждый автомобиль был на тесте ИНДИВИДУАЛЬНО, а затем результаты лучших машин я сам свел в единую таблицу. Причем такой прием вполне имеет место быть, ведь эксперты ADAC (в отличие от журналистов Авторевю, например) всегда выставляли баллы не в рамках своего класса, а в близком к абсолютному значении. То есть даже самые лучшие малолитражки никогда не получают отличные оценки за комфорт – потому что любой седан бизнес-класса будет комфортнее, – ну и так далее…
Лидеры (1-11 места)
Когда в начале девяностых разваливался СССР, Германия росла и крепла. Ничуть не удивительно, что ее продукция в тот период продолжала завоевывать авторитет во всем мире. Что уж говорить про самих бюргеров? То, что за победу поборются исключительно немецкие машины, было ясно с самого начала. Но сможет ли на этот раз попасть в десятку сильнейших хоть одна машина, выпущенная за пределами ФРГ?
А главной интригой все же был банальный вопрос: удержит ли Mercedes W124 место лидера или его сможет скинуть с пьедестала собственный «большой брат» – новенький S-класс? Так как вы сами видите таблицу с результатами, то тянуть резину я не буду. «Сто двадцать четвертый» оказался неуязвим вновь, причем победу, словно смеясь над всеми, одержала простенькая и сугубо «таксишная» модификация 250 D с атмосферным дизелем! С точки зрения грамотной компоновки и аэродинамики кузова, эргономики, безопасности и экономичности эту машину образца 1985 года (пусть и в обновлении к 1990 модельному году) не смог тогда превзойти никто!
Серебро вновь, как и три года назад, взял BMW E32 – только на этот раз в более демократичной модификации 735i. Может быть, в начале девяностых машина выглядела уже не слишком современной, но она уверенно подтверждала высокий статус флагмана из Мюнхена. Причем старенький двигатель M30 отнюдь не «испортил борозды», показав лучший балл за динамику и удобство управления разгоном!
А где же великий и прекрасный Mercedes W140? Он схлестнулся за бронзу с не менее опасным соперником, BMW E34. Да, это машины разных классов и к тому же S-класс был более современным и технически изощренным, но лучшей среди баварских «пятерок» оказалась не кто-нибудь, а великолепная 525i с новеньким мотором M50! В Германии, похоже, любили эту машину не меньше, чему нас. А вот «сто сороковой» понравился немцам не так уж сильно – они вроде даже не брали на тест S 600, ограничившись более простыми версиями с рядными «шестерками» M104. Может быть и зря: обычный 300 SE экспертов не впечатлил, получив лучший результат лишь за систему климат-контроля.
Volkswagen Passat на этот раз поднялся аж на пятое место – и впечатление от совершенного нового кузова явно усилили относительно мощный для такой машины мотор (107 л.с) и неплохая комплектация. «Сто девяностый» Mercedes, что интересно, тоже поднялся на пару позиций вверх – до шестой. Немолодая модель активно модернизировалась, а лучшим вариантом среди поздних выпусков W201 немцы признали самый «бюджетный» и экономичный 190 D c двухлитровым «атмосферником».
На седьмом месте – запоздавший новичок рейтинга, Opel Omega первого поколения. Я намеренно не стал ее включать в рейтинг автомобилей восьмидесятых, хотя экспертов больше всего «зацепила» ранняя флагманская модификация с трехлировым 12-клапанным мотором. Этот седан выступил на тесте очень ровно, и лишь большой штрафной балл за микроклимат не дал возможности бороться за место на подиуме. Кажется, экспертов расстроило отсутствие кондиционера…
Восьмое-девятое места поделили между собой SAAB 9000 и BMW E36. Первый вновь смог прорваться среди полчища «немцев» в первую десятку – причем вновь с атмосферным мотором, ведь эксперты ADAC c каким-то маниакальным упорством не брали на тесты варианты Turbo. А что же BMW 325i? Результат ей испортил очень высокий штрафной балл за расход топлива. Но попавшая на тест в то же время скромная BMW 318i ожидаемо проиграла флагманской версии в ходовых качествах (получив более плохой итоговый результат), пусть и порадовала экономичностью. В любом случае, экспертам очень понравился свехсовременный кузов, а сочетание управляемости и ездового комфорта было признано лучшим среди всех компактных автомобилей!
Еще один из главных новичков рейтинга – Audi 100 C4 – стал скорее разочарованием. Седан едва зацепился за десятку сильнейших, даже будучи в передовой версии с только что появившимся дизелем TDI и шестискоростной «механикой»! Причем формально поводом для большой суммы штрафных баллов стала плохая система климата, но причина могла скрываться в другом. Это передний привод. С появлением в конце восьмидесятых антипробуксовочных систем классическая компоновка пережила «второе рождение» и немцы наверняка были убеждены, что престижный автомобиль обязан быть заднеприводным!
Вот и одногодка немецкой С4, классический шведский Volvo 960, мог бы забраться в рейтинге выше – если бы не штраф за большой расход топлива. Ну так и по мощности он почти не уступал «семерке» BMW да S-классу! Интересно, что по управляемости и Volvo, и Audi 100 проиграли всем серьезным конкурентам.
Середняки (12-24 места)
Двенадцатое-тринадцатое места разделили между собой две модели Audi. Первая – это шестицилиндровая Audi 80 B4, расход топлива у которой экспертам почему-то не показался большим. Вторая – максимально «жирная» версия Audi V8 с увеличенным до 4,2 литров мотором и ценой свыше ста тысяч марок. Похоже, эта модель с точки зрения прожорливости отдувалась за двоих, получив жуткие 36 штрафных баллов за экономичность. Впрочем, во времена войны в Персидском заливе экономичности машин уделяли много внимания даже обеспеченные люди, ведь существовала угроза настоящего взлета цен на топливо. В счастью, как мы знаем, этого не случилось.
На четырнадцатом месте – новейший Volvo 850. Это тоже следует признать провалом (тем более что на тест попала весьма удачная 20-клапаннаямодификация), но автомобилям с передним приводом на этот раз блистать видимо было не суждено. Как знать – может быть, в следующий раз они поднимутся выше? А пока передовую модель Volvo подпирает свежее поколение Porsche 911 (в кузове 964), но с традиционной заднемоторной компоновкой. С ужасающей оценкой удобства багажника эта машина, конечно, и не мечтала попасть в десятку. Хотя ходовые качества, тем более с полным приводом, были признаны немцами абсолютно лучшими среди всех автомобилей начала девяностых. Итог: «разумно-достаточное» пятнадцатое место.
Почетную шестнадцатую позицию сразу за Porsche заняла Toyota Camry. Свежий «круглый» кузов вкупе с неплохим мотором и практичным багажником (универсал) позволил стать безоговорочно лучшим «японцем» рейтинга. Причем управляемость этой машин немцы оценили на одном уровне с BMW E36!
Семнадцатым стал отнюдь не новый Opel Senator (на этот раз с доработанным мотором мощностью 177 л.с), который в итоговом рейтинге восьмидесятых годов зацепился за десятку. При этом более свежий конкурент из Франции, Peugeot 605, оказался даже чуточку ниже – восемнадцатым. Можно было бы съязвить, что немцы никогда не воспринимали французские автомобили бизнес-класса всерьез – но за ходовые качества эти машины получали справедливо высокую оценку.
«Родной» Ford Scorpio, оказывается, был немецкими экспертами не так уж любим: даже внезачетная модель 1985 года со старым мотором 2,8 (ее нужно было включить в рейтинг восьмидесятых) оказалась в середине рейтинга, а более свежий флагман с мотором 2,9-24V скатился до девятнадцатого места, показав очень посредственное по меркам бизнес-класса сочетание управляемости и плавности хода. Причем самое досадное, что разделил он свою позицию с гораздо более дешевым седаном Opel Vectra A, да еще и в простейшей комплектации с чахлым моновпрыском. Но именно такая модель по сумме баллов оказалась лучшей среди всех версий Вектры ранних лет выпуска.
Причем указанные выше модели формально разделили между собой места с 19 по 21, ведь одинаковую сумму баллов с ними набрал колоритный Citroen XM. Да, немцы не стали делать вид, будто не знают о существовании пневмоподвески (по баллам за ездовой комфорт машина обошла Mercedes W140!), но в остальном поставили очень средние оценки.
На двадцать втором месте – главное разочарование начала девяностых, Alfa Romeo 164. Эту машину немцы гнобили также же усердно, как обожали соплатформенный SAAB 9000. Опять же, формально Alfa провалилась из-за прожорливого трехлитрового мотора – но причины ненависти экспертов ADAC к продукции этой компании мне до сих пор неизвестны.
Позднее будет интересно, как выступит великолепная Alfa Romeo 156 в конце девяностых, а пока мы наблюдаем еще более удивительный провал пионера-флагмана Lexus LS 400. Иначе как предвзятым результат этой машины на тесте не назовешь, причем немцы отругали и удобство багажника, и управляемость и – это уже попахивает откровенным хейтом – ездовой комфорт! Таким образом, у Лексуса лишь двадцать третье место…
Всего на одну строчку ниже оказался скромный, зато совершенно новый Ford Mondeo. Но от машины, получившей титул «Автомобиль года», я ожидал большего. Тем более что на тест попало весьма удачное с точки зрения динамики и практичности сочетание – двухлитровый универсал. Впрочем, к продукции Ford эксперты ADAC тоже относились прохладно…
Аутсайдеры (25-37 места)
Список тех, кто совсем уж не смог разжалобить экспертов, на этот раз открывает вроде бы вполне приличный флагман от Renault – модель Safrane. Причем на тесте этой машины, как я понял, случился казус: она получила уничтожительные для дизеля 28 штрафных баллов за экономичность и экологию. Дело в том, что уже в конце восьмидесятых все бензиновые легковушке на рынке ФРГ обязаны были иметь катализатор, а дизелей это коснулось лишь в 1992 году. На тест в ADAC попала одна из самых ранних машин с мотором 2,1dT, еще не имевшая катализатора. Естественно, немцы оторвались на ней по полной! Другие модификации попали на тест уже позднее, и в данный рейтинг не попали.
Зато сюда попали две новинки бизнес-класса 1990 года – Volvo 940 в скромной модификации 2,3 GL и, напротив, роскошная трехлитровая Mitsubishi Sigma. У обоих – невнятные показатели и слабые 26-27 места. Причем Volvo явно должен был подняться повыше к своему «старшему» брату модели 960, но экспертам и здесь чем-то не угодила его экономичность.
Древние Ford Sierra и Renault 25 участвовали в рейтинге скорее формально, но при этом умудрились занять не последние места. Причем обошли они и новейшую Alfa Romeo 155: эксперты ADAC опять уничтожили итальянскую красавицу! Конкретно «один-пять-пять» почему-то весьма среднюю оценку за управляемость и откровенно плохую – за плавность хода. Может, среди них сплошные фанаты BMW? Свеженькие, но довольно дешевые модели Nissan Primera и Rover 416 относились к полноценному классу D лишь формально и, конечно, звезд с немецкого неба не хватали.
Более статусный SAAB 900 оказался все в том же «музейном» поколении 1979 года (тестов второй генерации 1993 найти не удалось), а вот объяснить полный разгром нового поколения Honda Accord образца 1992-ого довольно сложно. О том, что немцы упорно занижали на тестах баллы для Peugeot 405, я уже говорил – а Volvo 440 наверное и правда был не очень удачной машиной…
Замыкает же рейтинг начала девяностых главный сюрприз – Jaguar XJ. Уверенное последнее место в таблице и 253 штрафных балла! Причем на тесте была именно «допиленная» версия поколения XJ40 с новым четырехлитровым мотором. Ненависть сотрудников ADAC к Ягуарам наверное достойна отдельного рассказа. Достаточно отметить, что один из самых дорогих автомобилей рейтинга получил самые плохие баллы за безопасность (!) и систему микроклимата (!!). Комфорт салона и ходовые качества машины также были признаны довольно посредственными. Почему? А немец его знает…
P.S.: Напоминаю всем читателям, что я традиционно не занимаюсь "копирайтингом" и пишу все тексты для статей исключительно сам. Тем, кто прочитал эту работу до конца - мое признание. А если поставили лайк - я признателен вдвойне! Подписывайтесь, комментируйте, делайте репосты. И не забывайте, что самое интересное на этом канале еще впереди!
В продаже моя новая книга: