Найти тему

«Метро 2033»: постапокалипсис по-русски. Часть 3.

Продолжаем разбирать, как роман о жизни в Московском метро будущего стал одним из самых известных фантастических произведений на русском языке. Предыдущие части можете читать по ссылкам:

Автор Екатерина Смоленская

Дивный новый мир?

Мир книги — надстройка над привычной нам реальностью. Или, вернее, подкоп под ней, ведь основное действие происходит под землей. Метро Глуховский оставляет почти без изменений. Станции выглядят так же, как прежде, только некоторые из них окрашены багровым светом аварийных ламп, а другие — заброшены или затоплены.

Помимо загадочных тоннелей с разнообразной нечистью, здесь есть и разрушенная Москва с хищными мутантами среди руин, гнездом птеродактиля на колокольне храма Христа Спасителя и человеческими мумиями. В этом столкновении узнаваемого и незнакомого заключается основной художественный прием Глуховского. Останкинская телебашня по-прежнему позволяет налаживать связь, а в библиотеке имени Ленина все так же можно встретить библиотекарей - только теперь этим словом называют кровожадных существ, которых раздражают громкие звуки.

Глуховский также играет на контрасте шокирующего и трогательного. Вспомните, например, сцену с умершей работницей торгового павильона или фотографию, случайно обнаруженную в заброшенной высотке. Сегодня, спустя 15 лет, такие эпизоды выглядят излишне сентиментальными, но тогда они казались вполне органичными.

Тем не менее в книге также есть множество разочаровывающих клише. Например, туманная философская притча, которую рассказывает один из эпизодических персонажей, избранный главный герой, который видит символические кошмары, и герои-помощники, выскакивающие из тоннелей в самый подходящий момент.

Кроме того, в мире метро будто бы почти нет женщин. Они мелькают на заднем плане, но никак не среди действующих лиц. Здесь нет смелых сталкерш, отчаянных исследовательниц тоннелей, и даже в Полисе мы не встретим упоминаний о женщинах-профессорах, хотя в академической среде сотрудниц всегда было предостаточно. Сегодня это стало бы серьезным упреком автору.

О том, как меняются социальные нормы и что такое «новая этика». Об этом мы рассказываем на нашем курсе-саммари «Основы этики: от софизма до феминизма». Всего 300 рублей, и вы получите системные и проверенные знания о процессе создания культурных феноменов.