У наших первоклассников с РАС проблемы с речью. В принципе, они говорящие, звуки стоят, на вопросы отвечать могут, но ответы в 99% случаев в одно слово.
Спрашиваю:
-Кого ты видишь на картинке?
-Оленя, - отвечает ребёнок.
-Скажи: я вижу на картинке оленя.
-Оленя, - соглашается ребёнок.
-Что олень делает? - Продолжаю допытываться.
-Пьёт.
-Что он пьёт?
-Воду.
-Скажи: олень пьёт воду.
-Воду...
В общем, думаю понятно, что происходит. Говорить предложениями - не наше.
И тут меня посетила идея. Мальчишка писать умеет - может в письменной речи ему удобнее будет предложения строить.
Сегодня попробовали - получилось.
Спрашиваю:
-Кого видишь на картинке?
-Оленей и оленят.
-Записывай.
Записал.
-Что они делают?
-Стоят.
Записал.
-Где они стоят?
-У реки.
Записал. Читаем предложение.
-Олени и оленята стоят у реки.
Здорово!
-Зачем они стоят у реки?
-Пьют.
-Записывай - "они пьют".
Записал.
-Что они пьют?
-Воду.
Записали. Прочитали два получившихся предложения. Повторили их по памяти. Ура?!
Завтра попробуем 3-4 предложения сделать.