Детективы будоражат умы зрителей и читателей уже многие столетия человеческой истории. Сериалы и фильмы жанра крайне популярны во всём мире, и японская аудитория - не исключение. В Стране Восходящего Солнца есть свой рынок детектива - и, конечно, тут не могло обойтись без аниме и манги. Сегодня «расследуем», как Осаму Тэдзука стал детективным автором, а Коломбо и Шерлок Холмс оказались любимыми японскими сыщиками.
Жанр детектива изначально не присутствовал в Японской литературе. Отдельные сюжеты с детективными элементами появлялись ещё до революции Мэйдзи в 1868 году, но в основном они были завязаны на истории воинов или буддийской морали о воздаянии за совершённое преступление. Первым же настоящим японским детективным романом в западном понимании оказалось произведение Курокава Сюроку «Мудзан», опубликованное в 1889. В двадцатом веке количество таких произведений увеличилось. В литературе появились признанные авторы, например Эдогава Рампо. Жанр обзавёлся различными вариациями. Это истории о японской прокуратуре, о шпионах, и рассказы, имеющие косвенное отношение к детективам - например, сюжеты о городских призраках, связанные с убийствами. И если во время Второй мировой войны практически все книги, подходящие под жанр детектива, были запрещены, то в послевоенные годы начался новый расцвет детективного романа с образованием целых писательских объединений.
Не стала исключением и манга. Начиная с 50-х, даже самые серьёзные авторы, такие как Осаму Тэдзука, выпускали детективную мангу, например «Главный детектив Кэнъити» 1954 года. Однако в массе своей детективная манга предназначалась для взрослой аудитории, для которой творили авторы взрослой же манги – гэкига. Сборник «Детективная книга: Тень» стал не просто одним из первых сборников манга-детектива, но и одним из первых произведений «взрослого» жанра в японских комиксах вообще.
В 70-е популярность набрали телевизионные сериалы про полицейских детективов. Сюжеты серий строились на расследовании, но зрителя прежде всего завлекали благодаря большому количеству экшен-контента. В отдельных произведениях для подростковой аудитории вводились специальные гаджеты, которые становились хорошим подспорьем для выпуска игрушек. Благодаря этим картинам возвысились многие японские актёры, такие как Тэцуро Тамба, Тэцуя Ватари или Юсаку Мацуда из сериала «История детектива». Образ последнего после вдохновит дизайнеров на создание героя Спайка из знаменитого аниме «Ковбой Бибоп».
В 80-е во многом благодаря работам мангаки Танигути Дзиро происходит рассвет вестернезированных городских детективных сюжетов в жанре сэйнэн. На телевидении впервые появляются аниме-сериалы, базирующиеся на образе Шерлока Холмса – «Великий детектив Холмс» и фильм «Люпен против Холмса» 1981 года. Отдельные аниме выходят сразу на видеокассетах, например «Сумерки Кью», который, несмотря на скромный внешний вид, оказывается захватывающим психологическим детективом. Над постановкой картины трудится тогда ещё мало кому известный Мамору Оси, который лишь через 10 лет снимет «Призрак в доспехах».
В целом же десятилетие было небогато на громкие релизы и в жанре повисает пауза до начала 90-х –после возвращения на американские экраны в 1989 году «Коломбо» и выпуска нескольких известных сериалов о сыщиках. Формат – одна серия – одно убийство становится популярным. А идея приглашать звёзд кино и эстрады в качестве камео в каждой серии находит отклик и среди японских продюсеров. Уже в 1994 на экраны попадает сериал «Фурухатата Ниндзабуро», который в свойственной Коломбо манере немного чудаковатыми и настырными методами, выстраивая хорошо выверенные психологические ловушки, раскрывает казалось бы неразрешимые дела. Сериал имел высокие рейтинги и продлился вплоть до 2004 года. Этот и другие подобные Коломбо киногерои повлияли на детективную мангу 90-х. Одно из самых многосерийных произведений – манга «Детектив Конан» – выходит до сих пор. Ее создатели, вдохновлялись, среди прочего, как раз образами Коломбо и Ниндзабуро. Появившаяся за 3 года до этого манга «Дело ведёт юный детектив Киндаити» также получает аниме-адаптацию в 90-е, вводя архетип школьника-детектива, обладающего нетривиальными умственными способностями. Подобную работу выпускает даже творческий союз КЛАМП, известный по произведению «Сакура – собирательница карт». Выходят и прямые адаптации американских сериалов для японского читателя, например, манга по «Секретным материалам» 1996 года.
Взрослый детектив, вышедший из стиля гэкига, впервые получает аниме-адаптацию для домашних носителей – «Проблемные заметки частного детектива Шозо Токи». Произведения в этом жанре на западный манер занимают своё место среди клишированных анимационных сюжетов. В 1991-м выходит один из первых аниме-сериалов про женщину-детектива «Репортёрский блюз» в необычном для аниме сеттинге Парижа начала 20 века. До японской мультипликации также добирается влияние нуара. В оболочке фантастических сериалов про меха появляются произведения, сосредоточенные на психологической и детективной составляющей, а не на роли девайсов или роботов. Среди них можно отметить ответвление от вселенной «Бесконечный кризис» - «Передовая полиция», «Большой О» или произведения Мамору Оси, такие как «Патлейбор».
Новый толчок в развитии жанра даёт манга начала 21 века. Появляются культовые произведения, например, «Тетрадь смерти». Смешение взрослых тем, героев школьного возраста и яркого повествования захватывают максимальную зрительскую аудиторию, делая серию известной на десятилетия. Разнообразие жанров, ранее заметное только в манге, сменяется пёстрым букетом детективных аниме: «Галерея подделок», о вольном детективе из мира искусства, «Мастер Китон» о страховом агенте или переработка классического японского кинодетектива «Телохранитель» 2001 года. Тенденция расширения сюжетного разнообразия сохраняется и во втором десятилетии 21 века. Создатели подарили нам исторический детектив о мире супергероев «Бетонная революция», сюрреалистический детектив с играми реальности «Агент паранойи», аниме о расследовании преступлений через мозг жертвы с помощью современных технологий «ID: Вторжение» или интересный взгляд на японских поэтов 20 века в образе детективов в аниме «Детективное агентство «Дятел».
Развитие жанра, таким образом, в аниме и манге проделало путь от догоняющего европейский рынок до создания крупной ниши для отечественного и западного зрителя.