Слагаемые успеха можно перечислять бесконечно. Это навыки, таланты, опыт, упорство, терпение, а порой и удача. Как говорил писатель Э. Б. Уайт: “Везение – это не то, что обсуждают в компании успешных людей”. Удачу часто недооценивают, однако она может сыграть большую роль, хоть и не всегда приятно признавать ее вклад.
Наши убеждения не менее важны для принятия решений, раскрытия потенциала, достижения целей – их значение сложно преувеличить. Они формируют наши поступки, в них отражаются наши установки, как позитивные так и негативные. В отношении первых доступно развитие, а последние – подконтрольны и исправимы.
В статье мы расскажем о роли установок, что такое “установка на данность” и “установка на рост” и главное – как установка на рост может качественно изменить мышление и помочь в достижении целей.
Как на нас влияют установки?
Мы привыкли слышать их от родителей, учителей в школе, преподавателей в вузах, руководства или коллег. Они формируются обществом и находят своё отражение в крылатых выражениях, пословицах или емких высказываниях, которые давно стали нарицательными. Например, “без денег и связей ничего не добиться”, “мужчинам нужно только одно”, “все женщины гоняться за деньгами”, “без образования не найти работы лучше дворника”.
Это типичные примеры установок, которые мы слышим повсеместно, но проблема в том, что они не просто находят место в повседневности, но и укореняются в сознании.
Вредные установки доносятся отовсюду, а многие из них ложатся на слух так буднично, что негатив, который они привносят, легко не заметить. Скажем, возвращаясь к делу, опыт в котором рисуется вам провальным, вы можете сталкиваться с установкой: “Это не для меня”. Не собрать зал оваций на школьном спектакле, не услышать реакции на смешную шутку, неудачно сказать тост – этого достаточно, чтобы не браться за дело вновь. Или, взявшись за него, предчувствовать неминуемую катастрофу.
Можно ли, изменив свое мышление, выйти на качественно новый уровень?
В своей книге Кэрол Дуэк публикует несколько историй, которые воплощают мысли автора и показывают то, как можно продолжать двигаться к цели невзирая на неудачи и промахи. Одну из них мы осветим ниже и расскажем о том, как человек при помощи верной внутренней установки смог не просто добиться выдающегося результата, но и достичь того, чего не мог ожидать никто.
Средняя школа Гарфилда считалась одним из худших заведенией Лас-Анджелеса, где не приходилось обманываться на счет как учителей, так и учащихся. Однако Хайме Эскаланте это не помешало вывести знания учеников по математике на уровень вуза.
Он не побоялся трудностей, хотя задача, которая стояла перед ним, была не из простых. Его не смутили ни статус школы, ни ученики, ни их учителя, он лишь задался вопросами: “Как я смогу это сделать?”, а не “Смогу ли я это сделать?”, а также “Как они лучше всего будут усваивать материал?”, а не “Смогут ли они вообще усвоить такой материал?”
Эскаланте не просто преподавал ученикам высшую математику, но и вместе с коллегой Бенджамином Хименесом, вывел своих учеников на первые места в общенациональном тесте по математике. В 1987 году Гарфилдская школа была на 4 месте по числу учеников, которые сдали тест на углубленное знание математики. Опережали ее лучшие школы Нью-Йорка с математическим уклоном – в числе которых средняя школа им. Стайвесанта и средняя школа естественных наук Бронкса.
Что такое установка на данность и установка на рост?
В книге Кэрол Дуэк “Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию взрослых и детей”, которая вышла в 2013 году, описывается две внутренние установки – установка на данность и установка на рост. Установка на рост помогает раскрыть внутренний потенциал и смотреть на любые преграды не как на потенциальные неудачи, а как на новые возможности, опыт и то, что со временем обеспечит результат.
Когда Дуэк заинтересовалась природой неудач и тем, как по-разному люди ведут себя при столкновении с трудностями, то обратилась к детям. Она по отдельности приглашала каждого ребенка и предлагала несколько задач, которые постепенно становились все сложнее. К ее удивлению, многие дети не боялись трудностей, а с еще большим интересом относились к задачам, когда понимали, что они оказались сложнее ожидаемого.
Дети даже не задумывались, что могут провалиться или прослыть неучами, они видели в головоломках что-то, что усиливало интерес, а не давало замкнуться на риске провала. Как пишет Кэрол в своей работе: “Неудача их не обескураживала – им и в голову не приходило, что они терпят поражение. Они думали, что просто учатся.“
Установка на данность – это уверенность в том, что нам либо даны навыки, умения и талант – либо нет. То есть, это наша данность, фиксированная черта, которая не поддается развитию, а просто существует. В то время как установка на рост – это понимание того, что таланты, знания и способности можно развить, если приложить достаточно усилий. Как в одном из интервью 2012 года сказала сама Дуэк: “Они не думают, что все одинаковы или кто-то может быть Эйнштейном, но они считают, что каждый может стать умнее, если они будут работать над этим”.
Как установки влияют на нашу жизнь?
В рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) 2018 было опрошено около 600 000 школьников из 78 стран. Учеников спрашивали, согласны ли они с утверждением: «Ваши интеллектуальные способности – это то, что вы вряд ли сможете изменить».Результаты показали, что большинство учащихся демонстрируют мышление роста – почти 2/3 от опрошенных школьников. Однако в 26 странах (Греции, Мексике, Польше, Филиппинах, Индонезии, Северной Македонии и др.) большая часть учащихся согласилась с утверждением о фиксированном мышлении и показали установку на данность.
Анализ результатов подчеркивает, что установка на рост оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся. В среднем школьники, которые демонстрировали мышление роста, получили более высокие баллы в дисциплинах эксперимента. Учащиеся с установкой на рост больше ценят учебу, ставят перед собой амбициозные цели и показывают высокий уровень мотивации, при этом не боясь неудач.
Установка на рост позволяет не бояться перемен, нового опыта и стремления к своему развитию и комфорту. Она помогает ценить приложенные усилия и радоваться прогрессу даже тогда, когда результат не идеален, вместо того, чтобы обесценить успехи. Эта установка укрепляет мотивацию, интерес и стремление к лучшему, в то время как установка на данность замыкает на ошибке, подселяет страх сложной задачи и заставляет опасаться неизвестного.
Заключение
Часто неудачи, которые мешают нам двигаться к цели, остаются неудачами только в нашем сознании. Оно же в свою очередь определяет наше поведение в непростой ситуации. Только в сознании мы остаемся один на один со своими страхами, опускаем руки, опасаясь худшего или не беремся за дело, заранее “зная” о неблагоприятном исходе.
Когда любая новая возможность кажется угрозой, прошлые неудачи мешают трезво смотреть на вещи, а синица в руках представляется лучше журавля в небе, то о новых успехах не может идти речи. Как только вы измените мышление, неудача превратиться из непреодолимой преграды в новую возможность и опыт, который приведет к цели.
Главный канал по развитию личной эффективности в телеграм –
Подпишись, чтобы успевать к дедлайнам и достигать цели!